Каникулы для детей такое же долгожданное событие, как для взрослых отпуск.
НА ДАЧУ, НА ДАЧУ!
Чистый воздух, здоровая и вкусная еда, ненормированный режим — иногда даже это не может заставить ребенка с удовольствием ехать на дачу. Он убежден, что ему там делать нечего — компьютера нет, друзей тоже, DVD-фильмы не посмотришь. «Как жаль», — делится своими наблюдениями Александра Викторовна, — что наши дети, в большинстве своем, разучились играть в простые, незамысловатые уличные игры нашего детства: «Казаки-разбойники», «Резиночки», «Колечко», «Съедобное-несьедобное», «Классики», «Дочки-матери», далее «Прятки» канули в Лету». Между тем, сама природа заложила в детей потребность играть. Играя, ребенок развивается, укрепляет мышцы, нарабатывает двигательные навыки и рефлексы, освобождается от избытка энергии, осваивает принципы взаимодействия с другими детьми и людьми. В учебно-методической литературе по физкультуре игра определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.
ИГРЫ ПО ВОЗРАСТУ
Вашему ребенку от 2 до 5 лет. Такому малышу на улице интересно все: лужи, трава, камни, песок, домашние ясивотные, насекомые. Он активно познает мир. Безопасными границами этого мира может стать песочница. Или небольшая акватория. Лучше всего, если это будет небольшой бассейн, или, если нет такой возможности, емкость для воды, чтобы можно было играть с водой.
Вашему ребенку от 6 до 10 лет. Это период расцвета детской энергии и фантазии. В этом возрасте детям нужна территория для игр, также понадобится спортивный инвентарь: скакалка, ракетки, мячи, гантели. У детей появляется много идей, и взрослым нужно лишь помочь их осуществить.
В подростковом возрасте у детей выражено стремление к общению со сверстниками, они хотят попробовать себя в чем-то новом, полезном для семьи. Я помню, как один мой знакомый двенадцатилетний мальчик построил для бабушки теплицу — по всем правилам проектирования и строительства. Такую не каждый взрослый сможет сделать. Так что, не бойтесь «играть» с детьми во взрослые игры.
МАРШ В УГОЛ! ИЛИ КАК ОБУСТРОИТЬ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ВО ДВОРЕ
Вопрос, где детям играть, — не праздный. Лучше всего отвести для игр особый уголок. Основное пространство должна занимать не большая, но и не тесная площадка. Нужно очистить ее от травы, тщательно выровнять, посыпать песком и утрамбовать. Для пущей безопасности молено засеять ее травой. Если есть возмолсность, накройте игровую площадку тентом, таким образом защитив площадку от солнца или дождя. Рядом установите турник, лесенки, перекладины — все в зависимости от пола, возраста и подвижности ребешеа. Лучше всего отделить детскую зону участка от вашей зоны отдыха живой изгородью, например, с помощью туи. Внутри такой изгороди дети с удовольствием играют, устраивают тайники, делятся секретами. Им не видно, кто за ними наблюдает, а вы всегда сможете контролировать происходящее. Большое значение в сплачивании детского коллектива имеют... скамейки. Постройте лавочку, даже самую простую. Пусть дети примут в этом самое непосредственное участие — ломать и портить произведение, выполненное своими руками, не станет никто. На лавочках, кстати, «играются» многие детские игры.
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ...
Главное в играх — что? Правильно, наладить коммуникацию! Познакомьтесь с друзьями своего ребенка. Предложите ему пригласить их в гости. В прошлые выходные дочь по моей просьбе привела во двор некоторое количество соседских детей. Я угостила их соком и печеньем, расспросила, кто где живет. Через 10 минут я завоевала их доверие и послушание на участке было обеспечено. Дочь предложила им несколько игр, и дружная орава пошла играть в отведенное место, аккуратно, стараясь не вытоптать грядки с горохом и земляникой. Ниже перечислены игры, в которые они успели поиграть в выходные дни.
«В реку»
Популярная игра, которую можно проводить на свежем воздухе или в просторном помещении. Количество участников от 4-х до 10-ти человек. Перед началом игры ведущий чертит две параллельные линии, расстояние между которыми должно составлять около 1 метра. Все участники должны равномерно расположиться с наружной стороны обеих линий. Затем ведущий начинает произносить команды. После команды «В рекуг!» играющие должны быстро занять места между линиями, перепрыгнув внутрь, а по команде «Из реки!» — вернуться в исходное положение. Ведущий может несколько раз подряд скомандовать «В реку!», тогда участники должны оставаться на своих местах. Игроки, ошибочно выполнившие команду, выбывают из игры.
«Топни ногой, хлопни в ладоши»
Игра помогает развить сообразительность, улучшает процесс мышления, способствует формированию координации движений. Ее можно проводить на улице и в помещении.
Ведущий помогает детям выстроиться в круг или так, чтобы они хорошо видели друг друга. Затем ведущий произносит простые фразы, например: Трава зеленая Небо красное Собака лает Кошка кукарекает Ворона — это птица Зимой идет снег Рыба живет в лесу Днем светит солнце Летом река замерзает Осенью листья становятся синими Собака — дикое животное Яблоки есть нельзя Если информация правильная, дети должны хлопнуть в ладоши, если неправильная — затопать ногами (прыгнуть, крикнуть «ой», отвернуться и т.д.).
«Пирамида»
Игра развивает сенсорное восприятие, предметно-практическое и абстрактное мышление, логику ребенка, а также улучшает работу вестибулярного аппарата. Рекомендована для командных эстафет Для необходимого количества участников (от 3-х человек) могут присоединиться взрослые. Перед началом завяжите ребенку глаза плотной лентой. Потом раскрутите его вокруг своей оси так, чтобы он слегка потерял чувство пространства. Все остальные участники помогают ему подсказками сориентироваться и найти стол, где лежит 10-12 кубиков. Играющий должен с завязанными глазами построить одной рукой столбик с основанием в один кубик.
«Путаница»
Еще одна игра, которая очень нравится детям дошкольного и младшего школьного возраста. Эта игра тренирует гибкость ума и тела, тренирует опорнодвигательный аппарат и мускулатуру, а также позволяет организму быстрее адаптироваться к возрастающим физическим нагрузкам. Качественная и веселая путаница получится при условии, что участников не меньше трех. Перед началом игры необходимо выбрать водящего. После этого он на время выходит или отворачивается, можно также завязать ему глаза плотной лентой или платком. Все остальные игроки образуют круг, взявшись за руки. После этого они стараются всячески «запутаться». Для этого можно перешагивать через руки, пролезать под чьими-либо сцепленными руками, но нарушением правил игры становится размыкание рук. Когда возвращается ведущий, игроки уже образовали запутанную «скульптуру». А ведущий должен эту «путаницу» распутать.
«Kalabasa»
Известная перуанская детская игра. Игроки чертят себе круги-домики, а водящий остается «бездомным». Все встают в середину и хором кричат «Ка-лабаса, калабаса, каза уно ва су каса!» Это означает «калабаса, калабаса (непереводимая игра слов), каждый идет в свой дом», а затем разбегаются по своим «домикам». «Бездомный» обращается к одному из игроков: «Ты продаешь яйца?» Тот отвечает: «Я — нет, а он, может быть, продает» и указывает на товарища, к которому и направляется «бездомный». Тем временем игроки должны поменяться местами, занять другие домики, стараясь, чтобы чей-либо дом не занял водящий. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся вне круга водит.
«Bilboquet»
Бильбоке (фр. — «игрушка») — старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится в ложечку. Понадобится толстая нитка или шнурок длиной 40 см. Один конец приклейте липкой лентой к шарику от настольного тенниса, а другой — к донышку пластмассового стаканчика или привяжите к ручке пластмассовой кружки. Бильбоке готово. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляется одно очко. Нужно ловить шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующему игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет необходимое число очков.
«Drei, dreizehn, dreissig!» (Три, тринадцать, тридцать)
Количество играющих не ограничено (но не менее 5 человек). Игроки образуют круг, став на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий. Если он говорит: «Три!» — все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать!» — поднять их вверх, при слове «тридцать!» — положить на пояс. Водящий называет быстро любое из трех перечисленных выше чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Допустивший ошибку отходит на шаг назад и там продолжает играть или меняется ролью с водящим. Выигравшими считаются оставшиеся на своем первоначальном месте или ни разу не менявшиеся ролью с водящим. Если игрок сделал хотя бы попытку к неправильному движению, он считается проигравшим. Так же водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и...». Играющим надо внимательно следить за окончанием слов.
«Цапля на охоте»
Популярная японская игра, развивающая внимательность и координацию движений. Лучше всего проводить ее на открытом воздухе. Участвуют 4 человека. Перед началом игры следует подготовить площадку: нарисовать на асфальте или начертить на песке «пруд» с островами, заливами, выступающими частями берега и т. п. Расстояние между островами рассчитывают таким образом, чтобы каждый ребенок мог его без затруднений перешагнуть или перепрыгнуть. Затем из числа участников по жребию выбирают «цаплю», остальные игроки именуются «лягушками». Игра начинается по сигналу ведущего. «Цапля» может ходить по берегу или переступать по островам, но не имеет права наступать в воду. «Лягушки», наоборот, передвигаются только по воде, не выходя на сушу. Используя свою ловкость и находчивость, «цапля» должна поймать всех «лягушек» (дотронуться до правой руки или спины). Последняя «лягушка», оставшаяся не отловленной, становится «цаплей», и игра продолжается. Выигрывает участник, который два или более раз побывал в роли цапли.
«Лесные звуки»
Игра на развитие слуха. Ее можно проводить на лесной поляне, или, по аналогии, на дачном участке и в доме. Участники рассаживаются в круг, им завязывают глаза. Ведущий использует разные предметы, воспроизводит различные шумовые эффекты леса, дачного инвентаря или домашних предметов. Играющие должны угадать звуки предметов. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество очков.
ГОРДОЕ ОДИНОЧЕСТВО ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕЗДЕЛЬЯ И СКУКИ
Предположим, в дачном поселке у вашего ребенка не нашлось компании и он вынужден искать себе занятие в одиночку. Большинство игр в такой ситуации не подходит, зато можно найти множество других полезных развлечений. Выделите ребенку небольшую грядку. Пусть это будет его собственное «угодье», на котором он посадит все, что захочет. Это могут быть цветы, овощи или ягоды. Пусть он сам ухаживает за ними — поливает, подкапывает, вырывает сорняки. Все дети по своей природе садоводы, они просто обожают рыться в песке, да и в любой грязи. Посадка растений и наблюдение за их ростом, развивает вашего ребенка во многих направлениях — он получает первые представления о ходе времени, развивает тактильные ощущения, высеивая семян развивает мелкую моторику, координацию о движений, малыш учится наблюдать, сравнивать. Играть в садоводство, можно уже с двух лет! Купите для него или неё набор садовых инструментов, только уменьшенного размера: грабельки, лопаточку, поливалку. Вот увидите, ребёнка будет невозможно затащить в дом. Мальчиков нужно привлекать к строительству дачного домика или сарая. Психологи считают: если мужчина не научился в детстве доводить до конца какую-либо работу, этот сценарий будет преследовать его потом всю жизнь, заставляя бросать на полпути все начинания. Девочки могут научиться вязать, вышивать, шить кукольную одежду «от кутюр» (без швейной машинки), вязать кружева. Главное, чтобы делалось это без принуждения и в свое удовольствие. Дети обожают лепить из пластилина. Предложите ребёнку тему того, что бы вы хотели, чтобы он слепил. Было бы неплохо сделать полочку, куда можно было бы ставить пластилиновые скульптуры. Пусть поделки стоят на видном месте, это необходимо для самооценки ребёнка. Он увидит, что его ценят, и будет стараться сделать больше. Это и называется развитием. Моя дочь прошлым лето вылепила из пластилина около 50 кроликов всех размеров и цветов. Мы собирали их в течение лета, но потом... с толикой грусти (и облегчением) с ними пришлось расстаться.
СПАСТИ РЯДОВОГО РЕБЕНКА
Застраховать ребенка от шишек и царапин не может никто. Проследите, чтобы в дачной аптечке были бинт, лейкопластырь, вата, зелёнка, перекись водорода, согревающая мазь для растирания, солнцезащитные средства, средства от укусов насекомых и средства, применяемые после укусов, противоаллергические, противоожоговые и средства от расстройства желудка, жаропонижающие в свечах или сиропе, капли от насморка, сироп от кашля, глазные капли, ушные капли.
КАКАЯ ИГРА ОБХОДИТСЯ БЕЗ СЧИТАЛЧКИ УЧИМ НАИЗУСТЬ И ПОЛЬЗУЕМСЯ!
Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга!
Шалуны-балуны, Выбегайте во дворы. Становитесь-ка играть, Воеводу выбирать. Воевода—из народа, Выходи из хоровода.
Трынцы-брынцы, бубенцы, Развопились удальцы. Диги,диги, диги, дон, Выходи скорее вон!
У Литейного моста Я поймал в Неве кита, Спрятал за окошко. Съела его кошка, Помогали два кота... Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу? Выходи из круга!
«Тили-тели», — Птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить.
КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
A. В. Шамина, «Лучшие игры дйЯр детей на свежем воздухе»
Е. Латий, «365 развивающих игр и затей для маленьких детей»
С. Кеттманн, «2000 развивающих игр и экспериментов»
Л. Гвнденштейн, «Коллекция развивающих ИГР»
Е.А. Бойко, «Лучшие подвижные и логические игры дяд детей от 5 до 10 лет»
B. Бачурина, «500 самых интересных игр»