Деловую одежду в нашей стране как-то не очень любят. Одни синонимы слова «деловая» чего стоят - «строгая», «формальная»!
В перечне недостатков офисной работы обязательно упоминается «дресс-код», а фразой «ну, это классика» деликатно осуждается одежда скучная и безвкусная. Почему же нам так страшно выглядеть «как надо» или «как все»? И всегда ли «как все» и «как надо» -это скучно, консервативно, просто и старомодно? Текст: стилист Анна Шилова
«Туда тоже можно»
Да и то сказать, откуда у деловой одежды, «одежды для дела» возьмется хорошая репутация? Ролевых моделей успешных и при этом счастливых и привлекательных женщин в нашей стране даже сейчас, увы, не так много, как хотелось бы.
Что уж говорить про времена, откуда мы все родом.
В советском кино упорно демонстрировался исключительно несимпатичный типаж женщины-руководителя. Простых работников показывали веселыми, современными, сильными - вспомните героинь фильма «Девчата». А как только надо вспомнить женщину на работе, в деловом костюме и при должности - так обязательно «мымра». Некрасивая, одинокая, в старомодных очках и с прической, напомийающей парик пенсионерки. Только в 80-е, когда профессиональный успех, карьера и предпринимательская деятельность ; постепенно переставали быть вне закона, стали появляться позитивные примеры деловых женщин. Первой на ум, конечно приходит Екатерина из «Москва слезам не верит» - Всего добившаяся сама, успешная и при этом красивая, одетая по последней деловой моде, женственная. Впрочем, даже там бегущей строкой внушалась мысль успеха Катерина добилась только потому, что не сложилась личная жизнь. Конечна после таких «вдохношяющих» примеров, кому же захочется Одеваться не для мужчин, а для работы?
«Равняйеь, смирно!»
Слава богу, в последние годы карьерные успехи и социальное благополучие перестали осуждаться, и даже в нашей консервативной стране появились женщины, которые сделали хорошую карьеру и теперь демонстрируют нам как может выглядеть деловой стиль, на который хочется равняться. Причем такой внешний вид выбирают не тольш женщины-руководители, которым это положено по статусу, но и женщины более свободных профессий. Например, всегда сдержанно, женственно и элегантно выглядят телеведущие Екатерина Андреева и Татьяна Веденеева, балерины Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева. Даже соблазнительная и роскошная Анджелина Джоли частенько выбирает простые топы и юбки-карандаши. Как бы думаете, почему?
«Раз и в дамки»
Итак, какие же преимущества дает нам классическая форма одежды, если ее выбирают даже те, кто в выборе практически не ограничен? Во-первых, такая одежда проста и понятна окружающим. Человек, одетый подобным образом не вызывает у людей тревоги и недоверия, кажется им надежным, спокойным и уверенным В себе (рис 1,2). Во-вторых, все эти замечательные эмоции сообщаются не только окружающим, но и самому человеку, попробуйте надеть облегающее красное платье - почувствуете себя сексуальной Примерьте синее платье-футляр - гарантированно ощущение собранности, четкости, уверенности в себе. Потому-то дресс-код - это не пустая блажь руководителей. Призывая сотрудников носить более строгую одежду, службы по работе с персоналом надеются, что это поможет людям настроиться на работу, в «обычной» жизни ощущение собранности и уверенности тоже не лишнее, именно поэтому многие женщины предпочитают одеваться элегантно и в свободное время. Третий момент, который проще всего организовать с помощью классического гардероба -это демонстрация высокого социального статуса и респектабельности. Речь не о хвастовстве из серии «я богат», а о некоем общем стереотипе «если в очках - значит, умный». Женщина, одетая лаконично, но элегантно будет ассоциироваться с набором положительных характеристик - работает, зарабатывает, имеет образование й так далее. Причем, любопытно, что в случае с классикой, стоимость вещей - может не играть решающей роли. Попробуйте зайти, например, в банк в комплекте «бежевая юбка - светлая рубашка туфли на каблуках» Пусть даже копеечной стоимости, а в другой раз в дорогих и модных, но экстравагантных вещах - и сравните, как по-разному отреагируют Окружающие. Словом, классическая одежда - это лучший выбор, когда вам надо расположить к себе людей, быть понятной и при этом солидной.
«Я б в начальники пошел»
То, какой будет ваша деловая одежда, зависит от дела, которым вы занимаетесь: чем официальнее место работы, тем строже и формальнее должна быть униформа.
Самые строгие Костюмы - у представителей правовой системы, депутатов и других представителей власти (работников мэрии, законодательного собрания и т.д.), далее следует банковская сфера. Также важны возраст и должность. Чем они солиднее и выше, чем серьезнее требования к внешнему виду (рис.З). Если же, напротив, юная девушка только начинает карьерный путь, то ей строгий костюм с белой рубашкой, зафиксированная прическа : и статусные аксессуары не рекомендованы; Адекватными возрасту и социальному положению будут вещи классической формы, но с модными элементами - например, сшитые из легкой ткани, нежного цвета, комбинация строгих вещей с более свободными (рис.4). Для тех, кто занимается «красивым» бизнесом - продажей косметики, консультированием, оказанием косметологических или модных услуг, журналистикой, дизайном - в обычные будние дни деловая форма одежды необязательна вовсе. Если планируются встречи с клиентами и деловыми партнерами (особенно, более высокого статуса), то лучший выбор - женственная классика. Выбирайте светлые нежные цвета, женственный крой (приталенные вещи, юбки по фигуре), блузы и топы из мягких тканей (шелка, шифона, Тонкого крепа).
«Модная классика?»
Самые нелестные отзывы достаются классике от якобы модников. Считается, что костюм не может быть модным - как и все прочие атрибуты респекта бельного стиля. Так рождаются мифы о том, что формальная одежда - это скучно, консервативно н удел тех, кто не умеет сочетать цвета и выбирать модную одежду- Но классика тоже меняется с течением времени - трудно не заметить отличий между костюмом из 90-х и тем, что актуален сейчас. Еще несколько лет назад казалось невозможным, чтобы деловая одежда была разноцветной, допускались только синие, серые и коричневые оттенки.
Сейчас корифеи деловой моды настаивают: деловые костюмы могут быть нежных пастельных цветов — сиреневого, оттенка шампанского или прозрачно-зеленого (рис.5). А вот звездный час ярких костюмов миновал.
Помните, в 90-е была чудесная фирма Tom Klaim, производившая на свет костюмы дичайших цветов от лимонного до ядреного розового?
Так вот, сегодня это — «прошлый век».
Если хотите быть модной или хотя бы просто современной, четко разграничивайте деловые костюмы и нарядные. Про варианты «два в одном» (для дела, н на вечеринку) можно забыть. Костюмы для вечера шьются из сложной фактурной ткани, с рисунком, ярких цветов (рис.6). Для работы — максимально лаконичные и светлые. Еще один отличительный момент современных костюмов - более компактный крой. Забудьте о длинных и широких жакетах с массивными подплечниками. Современный жакет — приталенный, со скругленными полами, узким воротником и маленькими-маленькими подплечниками. Допускаются даже рукава — правда, носить такие жакеты нужно не костюмной парой, а с отличающимися брюками или юбкой. Второй момент — брюки и юбки стали более женственными и даже сексуальными. На смену квадратным, абсолютно прямым юбкам, пришли зауженные книзу юбки-карандаши. Брюки также стали другими - посадка теперь ниже талии, а фасон может быть зауженным книзу или, напротив, широким. Главное, чтобы брюки не облегали бедра - подобное для деловой моды по-прежнему - дурной тон.
Выбор одежды часто ставит перед нами довольно глубокие вопросы - кто я. какой я хочу быть, «правильную» ли одежду я выбираю, есть ли у меня вкус? Формальная деловая одежда позволяет «закрыть» эти темы раз и навсегда, позволяя отмести многие сомнения, «я это выбрала, потому что так надо». Таким же вариантом «защиты» от многих внутренних или внешних оценщиков является одежда известных брендов. А если бренд очень крутой, то это позволяет не просто обезопасить себя, но и почувствовать свое превосходство над окружающими - особенно, если они не могут позволить себе того же. Так стоит или нет покупать «дольчегабану»? Да. если вы идете туда, где все одеты подобным образом - соответствие требованиям среды вполне логично. Также можно «присвоить» себе «крутизну» брендовых вещей, когда вам нужна дополнительная уверенность в себе, например. когда вы идете на собеседование в солидную компанию. Этот простой ход. но в стрессовой ситуации он вполне оправдан. «Патологией» увлечение марками становится тогда, когда мешает человеку отделять желаемое от действительного. Что мы хотим сказать окружающим, когда носим вещи «лейблом вперед»? Жизнь удалась, и я могу себе это позволить? Если покупка брендовых вещей пока не очень доступная роскошь, лучше «честно» (перед самой собой) носить их изредка, например. на праздник. Исключительная вещь по исключительному поводу. Тогда нет дисгармонии.С одной стороны мы декларируем, что стремимся к лучшему, с другой отдаем себе отчет, что пока это лучшее доступно только «по праздникам». Когда человек явно превосходит свои возможности, «лишь бы бренды» (покупает подделки. приобретает вещи в кредит, берет на распродаже то, что не подходит ни по фасону ни по размеру), но при этом всем видом как бы показывает «я так живу», в этом случае можно говорить о нарушении идентичности и неумении признавать реальность. Если же человек может себе позволить дорогие покупки, но все равно нуждается в том, чтобы о его достатке знали окружающие, то. не исключено, что такому человеку сложно ориентироваться на собственное мнение.
АЗБУКА «ДЕЛОВОГО СТИЛЯ»
параметр |
да |
нет |
Цвет и цветовые сочетания |
Нейтральные цвета - все оттенки серого, синего, бежевого и коричневого. Цветные краски - сложные, приглушенные, смешанные. Бордовый, винный, «лимонная мякоть» и «шампанское», малахитовый, кирпичный, охра. Цветовые сочетания -- мягкие и неконтрастные, сочетание нейтральных цветов с одним «цветным». |
Сочетание черного и белого. Черный и белый total look - вся одежда только этих цветов. Яркие, простые, неестественные оттенки: алый красный, фуксия, розовый «барби», бирюзовый, салатовый, яркие желтые. Цветовые сочетания'- резкие контрасты, сочетания нескольких очень ярких опенков. |
Фасоны и детали кроя |
Лаконичный, простой и понятный крой по фигуре. Платья-футляры, юбки-карандаши, рубашки и блузы сорочечного типа, прямые и чуть клешенные брюки. Детали отделки - женственные, лаконичные и неброские. |
Обтягивающие, мешковатые, ультракороткие вещи. Агрессивный или «девчачий» декор. |
Ткани |
С гладкой фактурой - шелк, тонкий хлопок, костюмные ткани, трикотаж мелкого плетения, некрупный твид. Хорошего качества. |
Ткани с объемной фактурой (мохер, букле, парча), грубые ткани (джинса, плотный лен) |
Рисунки |
Неконтрастные. Тонкая полоска, клетка, крапинка, мягкий кашемировый рисунок или растительный орнамент. Небольшая площадь рисунков. |
Контрастные. Геометрическая абстракция, буквы, надписи, широкая полоска. Сочетание нескольких рисунков. |
Макияж |
Лаконичный и аккуратный. Ровный тон лица, оформленные брови, помада бежево-розово-бордовых оттенков, тени серо-бежевой гаммы. |
Яркий, заметный, броский. Брови-ниточки, татуаж бровей. Неестественный загар. Ярко накращенные глаза и губы. Цветные яркие тени. |
Прическа |
Хорошая стрижка, оптимально разные виды карей стрижки «боб». Аккуратный цвет волос - хорошо прокрашенная седина, естественный цвет, вовремя покрашенные корни волос Низкие пучки, хвосты, ракушки. |
Длинные распущенные волосы. Высокие начесы. Резкий контраст длины. |