Красота одним махом

Рано или поздно в жизни каждой женщины наступает момент, когда она понимает - гардероб надо менять! И дело здесь не в том, что хочется очередную новую «кофточку». Просто привычные вещи перестали в полной мере соответствовать возрасту, усложнившемуся внутреннему миру женщины, ее статусу и укрепившемуся финансовому положению. О технологии изменений для тех, кто почувствовал, что одежда «не соответствует» мы говорили в прошлом номере Cf. Сегодня рассмотрим один из самых эффективных методов смены гардероба. Текст: стилист Анна Шилова

Глянцевые журналы любят описывать шопинг, как непременную часть воображаемой «сладкой жизни». Складывается впечатление, что беззаботные героини статей только и делают, что ходят по магазинам и тратят деньги на новинки, вещи из списка «обязательно должно быть» и просто безделушки из серии «поднять настроение». Поэтому невольно создается впечатление, что шоппинг это нечто из области журнальных сказок, к реальной жизни отношения не имеющее.

Начну с признания, которое удивляет многих моих клиентов (на самом деле, почти всех), настолько оно, видимо, расходится со стереотипным ожиданием. Я оказываю услуги шоппинг-сопровождения (это еще называется «шопер», консультант по покупкам, стилист - словом, массой терминов разной степени гламурности) уже около 7 лет, и я не люблю «ходить по магазинам». Меня всегда раздражали бесцельное шатание по торговым центрам, толпы людей в популярных «точках» и навязчивый сервис в дорогих бутиках. Когда я говорю об этом, меня обычно ждет шквал вопросов. Поэтому сегодня я отвечу на самые распространенные.

Что такое шоппинг и зачем он нужен?

Организованный шоппинг имеет мало общего с хаотичным приобретением вещей от случая к случаю. Обычно это 2-3 дня, выделенных только на приобретение вещей по заранее составленному списку. В идеале таких вылазок должно быть две в году - одна для приобретения вещей на осенне-зимний период, вторая - на весенне-летний. Обязательно ли совершать шоппинг каждый год? Нет, если вы следите за фигурой, аккуратно носите вещи и равнодушны к точному соответствию модным тенденциям. В этом случае процедуру смены гардероба можно свести к одной-двум раз в два года.

Это же, наверное, очень дорого?

Не бесплатно, конечно. Но никаких фантастических, недоступных нормальному работающему человеку, сумм, шоппинг, даже заграничный, не требует. Для большинства женщин главная сложность - психологическая. Потому что «много денег» (в прошлый раз мы говорили, что оптимальная сумма для смены гардероба равна сумме вашего Месячного дохода), нужно потратить сразу. Однако, когда мы тратим деньги «по чуть-чуть», то сами не замечаем, как из бюджета испаряются и более существенные суммы. Конечно, точную статистику никто не ведет, но несложно подсчитать если покупать даже раз в месяц кофточку «для поднятия настроения» примерно за 500-1000 рублей, то в год «утекает» минимум 9000-12000! А если добавить сюда «срочные» праздничные наряды, плюс кофе-кино-мороженое, которыми легко соблазниться в торговом центре и еще приплюсовать к статье расходов нужные, но по разным причинам не подошедшие брюки-юбки, то сумма выходит совсем не маленькая. Й при этом вы не решаете поставленную задачу! Спланированный же шоппинг позволяет координировать траты, причем не только денежные, но еще временные и «умственные» (что к чему докупить, что с чем сочетать и так далее). И, главное, надолго избавиться от проблемы «нечего надеть».

Шоппинг — это где?

Альфа и омега успешного шоппинга - грамотный маршрут. Чтобы выбрать место, надо знать задачи (Что покупаем, каков бюджет) и ассортимент магазинов, а также уметь соединить эти ноты в красивую мелодию. Собственно, ориентироваться как рыба в воде среди магазинов, вешалок и многообразия витрин, точно знать, куда и зачем идти - это компетенция грамотного шопера. Но при желании, разведать тайные места и потаенные тропы удачного шоппинга можно и самостоятельно - главное, изучить рынок максимально и расширить свои «покупные» горизонты новыми точками. Не исключено, что дорога к счастью будет в прямом смысле долгой - часто разумно съездить за границу или в более крупный город у себя на родине, чем пытаться найти стоящие вещи рядом с домом. С поездкой шоппинг обойдется дороже, но зато обогатится не только гардероб, но и копилка впечатлений. Самый популярный маршрут «заграничного» шоппинга - Милан. Шоппинг в Милане (вариант - в Барселоне, Париже, Мюнхене) звучит, конечно, дорого и роскошно, но на практике гораздо доступнее и экономичнее, чем можно подумать. Плюс - может считаться отпуском с соответствующими бонусами вроде фотографий, местной кухни и новых впечатлений. Стоимость отеля и билетов зависит от сезона - летом поездку выгоднее планировать заранее и покупать тур. В низкий туристический сезон лучше заказать билеты и отель через интернет будет дешевле. Минимальное необходимое время пребывания - 2-3 дня. Из всех европейских городов Милан оптимален по нескольким причинам. Во-первых, там больше выбор разной одежды - модной, классики, недорогой, статусной. Другие страны более однобокие, если так можно сказать. В Германии больше классики и спортивных вещей, но туговато с модным и интересным, в Барселоне больше повседневной и недорогой одежды, но негусто со статусной, в Париже, Напротив, все слишком мудрено и дорого.

Окупается ли заграничный шоппинг?

Денежная выгода в случае выездного шоппинга будет «в нашу пользу» при любом бюджете, просто, чем выше стоимость каждой вещи, тем больше экономия. Цены на одежду дорогих фирм ниже, чем в Москве, разница может доходить до половины стоимости. Конечно, окупаемость поездки более ощутима, если вы приобретаете на крупную сумму - примерно на 1500-2000 евро.
Так что выгоднее, конечно, ехать за гардеробом, а не за парой кофточек. Либо нужно покупать очень дорогие вещи - шубу, часы, статусные сумки, вещи известных брендов. Еще важный момент - в магазинах русским можно оформлять tax free, что позволяет вернуть на границе еще около 10-12% потраченных денег (подробнее узнать о tax free можно в интернете).

Мекка шоппинга — куда бежать?

Если мы говорим об «обычном» бюджете, то оптимальная схема шоппинга в Милане такова: первый день в городе, второй - в аутлете на выезде, третий - запасной, обычно проводится там, где больше понравилось. Из Милана ездят в несколько аутлетов - их реклама предлагается прямо в аэропорту. Ассортимент там обновляется раз в месяц, обычно - в начале, поэтому лучше ехать во вторую неделю месяца в будни - в выходные бывает настолько много народа, что в особо ценные магазины выстраивается очередь. Выбирать вещи следует внимательно - ерунды много, как и брака, старомодных или откровенно плохих вещей. Но при усилии можно купить хорошую одежду по действительно сниженным ценам. В январе и августе в аутлетах бывают распродажи, но лучше на них не соблазняться - в аутлетах цены и так снижены, а до распродаж доживает только «ужас-ужас». Адреса, марки и все детали про аутлеты легко найти в интернете - по запросу «аутлеты Милана». До аутлетов ходят автобусы из центра Милана, билеты платные, стоят около 15-20 евро, ехать на машине существенно дороже - заплатите не только за бензин, но и за дорогу. Есть аутлеты и в самом городе, но с ними надо быть осторожнее - большинство из тех, что расположены в центре, рассчитаны на туристов и продают плохую и старомодную одежду. Время распродаж в магазинах в самом Милане варьируется (у каждого магазина свой график), но обычно самое выгодное время - начало января и начало августа. За верхней одеждой надо ехать в октябре-ноябре - раньше еще ничего нет (хотя осенние коллекции поступают в магазины уже с июля, но именно пальто и пуховики для нашей зимы приходят только уже к холодам).

Что нужно знать, покупая в Москве и Санкт-Петербурге?

Оптимальный выбор, если нужно купить много и сразу, - крупные торговые центры. Речь даже не столько о том, что условный ГУМ лучше, чем палатки у метро, сколько о массовости марок и ассортимента. Ходить в маленькие магазинчики, может, интереснее, но для крупной закупки -это не вариант. Вам нужно место, где есть одежда (разной стоимости, назначения, стиля), теплые вещи (плащи, пальто, куртки), обувь, сумки, а также, возможно, услуги сервиса - подшить, ушить, поставить профилактику на обувь. Кроме того, сейчас многие крупные магазины комплектуются по принципу сочетания дорогих и более демократичных марок, поэтому вероятность найти в недешевом отделе вещь, равную по стоимости аналогу из масс-маркета, весьма высока. Самые лакомые месяцы для стандартного обновления «весна-лето» и «осень-зима» - март и сентябрь.
Обычные даты распродаж - январь и июль. Также имеет смысл поискать информацию (в интернете или в самом магазине) об аутлетах и дисконтах - они есть у всех крупных торговых сетей. Выбор там, конечно, не особенно широкий, зато цены в 2-3 раза ниже, чем в магазине. Еще один совет - выбирайте торговые центры, которые открылись недавно. Во-первых, чем меньше работает ТЦ, тем меньше там народа, значит - комфортнее покупать. Во-вторых, в новых торговых центрах обычно лучше ассортимент - и размерный ряд шире представлен, и сами коллекции более тщательно отобраны, чтобы создать репутацию хорошего места. В масс-маркет магазинах будьте осторожны на распродажах - обычно по сниженным ценам здесь предлагают не только коллекции прошедшего сезона, но и кучу барахла непонятного происхождения. Минимальное время, необходимое для приобретения гардероба - 3-4 часа. Маршрут логичнее строить от базы к деталям - сначала комплекты одежды, затем - верхняя одежда, обувь, сумки, аксессуары и украшения.

А если до Москвы также далеко и дорого как до Милана?

Тогда можно поехать в любой ближайший к вам крупный город. В регионах развита система карточек и специальных предложений. Например, очень часто могут дать дополнительную скидку при крупной покупке (от 3-х вещей). Также ищите личные знакомства - получить скидку «от администратора» гораздо эффективнее и реальнее, чем ждать распродаж.
Так что не стесняйтесь обсуждать этот вопрос с менеджером магазина. Ассортимент известных торговых сетей в крупных городах совпадает с московским примерно на 60-70%.
В «регионах» обычно урезают поступления дорогих и «сложных» вещей, мало подходящих для реальной жизни подиумных изысков.

Привычка экономить на себе, увы, является для нашей ментальности столь распространенной,  что нередко воспринимается как норма. Испокон веков на Руси женщины были склонны к жертвенности, что к тому же всячески поощрялось патриархальным укладом жизни. Поэтому и сегодня даже работающей и зарабатывающей женщине проще потратить деньги на детей, мужа, дом, хозяйственные нужды - на что угодно, только не на себя. Траты (даже разумные и обоснованные) зачастую вызывают чувство вины прежде всего у самой женщины - поэтому многие только не инициируют распределение семейного бюджета в свою пользу, но даже отказываются, если это предлагают муж или близкие. Изменять сознание и разрешать себе пользоваться финансовыми привилегиями нужно постепенно. Начать можно с простого и логичного обоснования необходимости шоппинга и других расходов на собственную внешность - это инвестиция! Встречают по одежке, значит, оценка нашего внешнего вида в глазах окружающих должна быть на уровне. Это особенно важно тем, кто работает в сфере красоты -сложно заработать репутацию женщины, разбирающейся в косметике, знающей секреты молодости и привлекательности, если одежда и внешний вид в целом говорят об обратном. Тем же, кому все равно сложно «взять и потратить столько денег» На себя, предлагаю организовать семейный выезд в отпуск, но,заранее выделив время и бюджет на шоппинг.
Профессия шопера (или стилиста, помогающего с подбором вещей непосредственно в магазинах) появилась на Западе в конце 8о-х — начале 90-х годов. К нам она пришла на рубеже 90-х и 2000-х, а широко распространенной стала относительно недавно -около 5 лет назад. Задача шопера - вести вас именно в те магазины, чей ассортимент максимально отвечает вашим запросам - по бюджету, стилю, назначению вещей, а также грамотно подсказывать, насколько ценными будут новые вещи в вашем гардеробе. Остерегайтесь слишком модных и «гламурных» — если шопер больше похож на комедийный собирательный образ парикмахера-визажиста-стилиста нетрадиционной ориентации или девушку-«барби», то вместо помощи с покупками для вашей реальной жизни вы рискуете получить псевдо-шоу с шутками-прибаутками и примеркой чего-то «клевого». Никакой официальной сертификации, единого документа об образовании или любого другого «вещдока» о компетенции шопера у нас в стране нет, поэтому единственная опора при поиске помощника - рекомендации и репутация специалиста. Услуги обычно оплачиваются из почасовой тарификации, суммы сильно варьируются, в Москве обычно составляют 1500-3000 рублей в час. Обычный минимум - 3-4 часа д ля покупки 2-3 комплектов одежды. Если вы опасаетесь «раскрутки» на деньги, будет разумно заранее оговорить время, на оплату которого вы рассчитываете. Результат работы - приобретение вещей, которые соответствуют вашим запросам.
В поход по магазинам Лучше надеть одежду, с которой легко мерить новые вещи - простые брюки/юбку бежевого опенка, нейтральный верх. Так вы сразу увидите, как вещи смотрятся в комплекте. Джинсы, вещи с рисунками, сложного кроя или обильно декорированные не подходят в паре с ними впечатление от одежды, которую вы примеряете, может быть искажено. Также не подходит платье—Придется всегда собирать комплект, даже если в магазине хотите померить только одну вещь. Обувь лучше надеть нейтральную, но классическую — простые сапоги зимой, лодочки или балетки летом. Кроссовки также не годятся для многих комплектов, могут испортить впечатление от всего микса. Для примерки теплой обуви на всякий случай возьмите тонкие и плотные носки - Чтобы знать, подходит ли размер.
Обувь лучше мерить в конце шопинга - когда ноги чуть отекут и устанут. Так меньше вероятность ошибиться с размером.
Перед шопингом надо плотно поесть. Часто женщины просто забывают об этом (или намеренно едят меньше, чтобы якобы «похудеть») и потом устают. Шопинг утомляет, причем быстро, поэтому лучше набраться сил, чтобы получить от процесса и толк, и удовольствие.
Важно надеть правильное белье.
Трусики нейтрального цвета, облегающие, чтобы не искажать картину на примерке облегающей, полупрозрачной или контрастной одежды. Бюстгальтер - тот, который носите чаще всего.