«Брюки превращаются...»

Замечали ли вы: встречаются люди, одетые столь причудливо, что иногда не сразу и поймешь, что именно на них надето и брюки могут оказаться юбкой, топ - шарфом, а рисунок «в цветок» при ближайшем рассмотрении предстанет мелкой каллиграфией. Что эти оригиналы пытаются сказать своим видом? Когда и где уместна подобная одежда? и стоит ли брать на вооружение ее возможности тем, кто не работает художником? Текст: стилист Анна Шилова

Креатив и мода: сходства и различия

Для начала разграничим понятия. Модная одежда и креативная одежда - совсем не одно и то же. Например, в 90-е годы одинаково модными были стиль «минимализм» (серьги деловой костюм и туфли-лодочки на низком каблуке) и стиль «гранж» (рваные джинсы, растянутые майки и тяжелые ботинки «гриндерсы»). Модным, на грани эпатажа, было когда-то и маленькое черное платье Шанельныне ставшее классикой. Действительно креативным и эпатажным может считаться только то, что нарушает привычные представления о гармонии и выбивается из общепринятых канонов «как надо». Поэтому, чтобы заслужить славу,«модницы», достаточно обновлять свой гардероб раз в сезон, сверяясь с рекомендациями глянцевых журнапов. Но, если ваша цель - обрести репутацию человека «креативного», придется любыми правдами и неправдами, на выставках, в путешествиях, в маленьких дизайнерских магазинчиках или на сайтах, разыскивать одежду необычную или научиться нетривиальным способам комбинирования вещей. И правда, еще один способ прослыть оригиналом - надевать одежду несоответствующую поводу. Но для того, чтобы прийти на деловое совещание в цветастых шортах, нетребуется ни ума ни знаний, а потому об этом мы говорить не будем.
Сложные цветовые комбинации - еще одна «заповедь» человека творческого. Первыми, кто начал одеваться «необычно», были люди богемы - художники, дизайнеры, артисты. Все те, кто, в силу профессии, умел красиво комбинировать разные, иногда «несочетаемые», цвета. Серый с розовым или черный с красным может соединить даже школьница, а вот одеться одновременно в розовое, лимонное и оранжевое под силу только человеку тонко чуствующему цветовую гармонию. Зато именно игрой цвета можно заслужить репутацию человекаи из мира красоты. Третий «столп» креативного имиджа - вещи с декором «обманкой». Например, жакет с нарисованными застежками, из-за которых вещь смотрится, как надетая «задом наперед». Или юбка, выполненная как рубашка, вместо пояса - «воротник», дальше ряд пуговиц. Такие шутки впервые предложила модная провокаторша Эльза Скиапарелли в ЗО-х годах XX века. Прошло уже почти сто лет, но привычными такие выходки так и не стали, поэтому статус оригинала человеку в юбке-рубашке гарантирован. Не менее бурную реакцию у окружающих вызывает еще одна привычка, которой часто хвастаются творческие единицы -носить вещи не тем способом, который принят у простых смертных. Например, надеть юбку как платье, платок или шарф - как топ, ремнем или поясом пользоваться как ободком для волос. Причем, поскольку оригиналов становится все больше, с конца 90 отдельная категория - вещеи трансформеры. Наверняка вам попадались на глаза трикотажные кардиганы с очень длинными полами, которые можно завязывать разными способами, получая несколько фасонов платьев, топов или кардиганов. Поскольку носить такие вещи сложнее, чем цветные или сложно-скроенны, нужна фантазия, чтобы каждый раз придумывать новый завязывания или нетривиального использования. То есть, если мысленно измерять, какая «креативность» - креативнее, то вещи, надетые «не так» и «не на то место», воспринимаются более эпатажными, чем просто «с кривым подолом». Ключевой вопрос - а зачем, собственно, люди одеваются «не как все»? Частично мы на него уже ответили. Это способ обратить на себя внимание, продемонстрировать способность мыслить творчески, нетривиально, подчеркнуть важность соответствующей «аранжировки» внутреннего мира, знак пристального внимания к движениям собственной души. Неудивительно, что окружающие «считывают» в таких людях «творцов» - писателей, художников, стилистов, архитекторов, журналистов, дизайнеров, реже - психологов маркетологов или других «массовиков-затейников». Поэтому, если вам необходимо произвести подобное впечатление — дерзайте! Четких правил, кому подходит креативный стиль, а кому нет, или «необычная одежда отвлекает внимание от недельной фигуры, поэтому подходит тем, кто хочет скорректировать формы», к сожалению или счастью - нет. Именно поэтому необычная одежда и стала негласной униформой дизайнеров и художников, которые умели смешивать цвета, формы и пропорции. Ошибочно полагать, что балахон непонятной формы или безвкусно подобранные цвета и прочая мешанина - синоним креативной одежды. Чтобы смелое выглядело красиво, нужно учиться. Можно и нужно читать журналы, смотреть передачи, подсматривать за дизайнерами и художниками. Причем изучать можно любой материал - то, как одеваются люди, чей стиль вам нравится или считается общепризнанным, коллекции одежды, живопись или скульптуру. Тем, кто захочет выделяться не просто креативными, а гармонично-креативными образами, пригодятся как знания о моде вообще (основные стили, «ролевые модели», знаковые модельеры и персонажи моды), так и конкретные навыки (правила смешения цветов, работа линий-кроя и пропорций, оптические иллюзии, законы комбинирования).

Женщина с изюминкой

Большинство нормальных не побоюсь этого слова — людей, все-таки выбирают нечто среднее между монотонной предсказуемостью классики и залихватской бесшабашностью креатива.
Я вспоминаю одну женщину-руководителя, которая пришла ко мне на консультацию в прямой юбке до колена и в обычной кофточке. И только после того, как она попрощалась, я увидела, что сзади кофточка продлевалась до ягодиц, превращаясь в клинышек, на конце которого болталась... пуговица. Женщина эта, много и напряженно работающая, как бы говорила своей одеждой: «Да, я — босс, я всего добилась сама и на мне куча ответственности, но посмотрите, я еще и умница, к тому же у меня отличное чувство юмора»!
Иногда для того, чтобы произвести впечатление, достаточно лишь слегка приоткрыть дверь в мир извилистых душевных закоулков, не распахивая ее настежь.
Креативная одежда - это всегда «или пан, или пропал». Она производит на людей сильное впечатление. Но креативность креативности рознь, и если откажет чувство меры, есть риск заявить о себе не как о человеке «с фантазией», а как о человеке, так и не ставшим взрослым. Креативность во внешности означает противопоставление себя общепринятым правилам, униформе, «скучной обыденности». Впервые желание выглядеть так, чтобы все ахнули возникает в подростковом возрасте, когда вчерашний ребенок еще не знает, как заявить о своей индивидуальности миру. Более того, он. еще и не понимает, кто он такой, поэтому все, что пока может - выступить «против». Родителей, школы, системы. Как? Одеваясь «не как все». Поэтому подростковый внешний вид часто хаотичен и непоследователен - вчерашние дети «надевают» на себя все стили подряд, не думая о социальных нормах, красоте, вкусе. По сути, это единственное время, когда общество «позволяет» человеку «примерить» на себя разные образы, чтобы будущий взрослый смог понять, что именно ему близко. Но иногда человеку по той или иной причине сложно найти себя, поэтому он продолжает выбирать нарочито «оригинальную», иногда вообще асоциальную одежду. Или периодически сталкивается с теми же подростковыми вопросами, но уже в другом возрасте и статусе. Например, когда женщина, становится матерью, все меняется в ее жизни. Вчера она была юная и безработная, сегодня - совсем другая. А какая, не всегда понятно. Или кртизисы среднего возраста: прежняя жизнь не вызывает энтузиазма, а как делать новую - неясно. Начинается новый поиск, похожий на тот, подростковый.

Последние креативные идеи дизайнеров

Меховые туфли. Речь не о сапогах и ботильонах, а о классических лодочках на тонком каблуке, выполненных не из традиционных кожи и замши, а из разноцветного меха.

Еще одна горячая обувная новинка - обувь в стиле японской гейши. Отличие только одно - современные европейские модели могут быть на платформе и танкетке, тогда как скромные японки чаще ограничивались плоской подошвой.

В остальном все взаправду - перепонка между пальцами, деревянная подошва и, самое главное, носки как часть обуви.

Объемные ободки. Дизайнеры украшали головы моделей большими обручами, высоко на макушке декорированными крупными цветами, гроздьями ягод и фруктов или перьями.

Для самых смелых - ободки с ушами.

Рисунок в очень широкую полоску. Тонкая полоска - это элегантно и по-деловому, но в этом сезоне правит бал рисунок а ля спальный матрас. Из такой ткани шьют жакеты, узкие брюки, юбки и облегающие топы. Самые модные цвета -черно-белый и бело-синий.

Не остались без внимания и наши руки. Самое время забыть об умеренности и носить «все лучшее сразу». Модная тенденция - украшать кольцами все четыре пальца, а также выбирать очень крупные украшения. Самые-самые - те, что закрывают палец от ладони до средней костяшки, а также кольца-кастеты, которые надеваются на несколько пальцев сразу.