Элеонора Ламберт, перевернувшая мир моды с ног на голову!

Cчитается, что своим появлением модный показ обязан Нью-Йорку. Именно в городе небоскребов в 1943 году прошло мероприятие, нареченное «Пресс-неделей». Показ должен был стать мощным ответом на гегемонию Франции, ведь именно французы диктовали модные тренды до мировой войны. Но немецкая оккупация нарушила привычный порядок вещей.
Дизайнеры, fashion-редакторы и байеры больше не могли ездить в Париж, чтобы лицезреть немногие оставшиеся во французской столице модные шоу. Это был серьезный вызов для всей индустрии-способна ли она творить и развиваться без «парижского вдохновения»?
Идея провести в Нью-Йорке ту первую неделю моды принадлежала Элеоноре Ламберт, известной в Америке журналистке, писавшей о модных тенденциях.
Ламберт рассуждала так: редакторы модных журналов должны увидеть, что на Париже не сошелся клином белый свет, есть дизайнеры других стран, способные творить, не оглядываясь на столицу моды. Кроме того, мир fashion многополярен и выдающиеся коллекции могут рождаться и без влияния парижских кутюрье.
«Эврика!» -должна была бы вскрикнуть Ламберт по законам жанра. Ведь именно в ту секунду на свет родилась идея, перевернувшая мир моды. Что может быть проще—собрать всех fashion-редакторов и дизайнеров с их коллекциями в Новом свете, пока в Старом - идет война. Все гениальное-просто.
План Ламберт сработал. Да какое там! Нью-Йоркская неделя моды 1943 года стала беспрецедентным событием, а со временем-и подлинно легендарным. В течение семи дней в нью-йоркских отелях «Пьерр» и «Плаза» в присутствии полутора сотен fashion-редакторов демонстрировались новые коллекции, встреченные модными критиками «на ура». Представленные наряды были провозглашены модными и современными, получив исключительно лестные оценки. Редакторы Vogue и Harper’s Bazaar, прежде писавшие исключительно о французских кутюрье и их коллекциях, не только стали уделять повышенное внимание работам американских дизайнеров, но и выучили каждого по имени.


Мир моды окончательно преобразился, став многополярным, и это был важнейший шаг для развития всей индустрии. Впрочем, не стоит отдавать все лавры мисс Ламберт. Легендарное шоу возникло не на пустом месте - герои индустрии были и раньше.
Начиная с первой половины XX столетия дефиле использовалось в рекламных целях владельцами магазинов. Так, в 1903 году магазин братьев Эрих в том же Нью-Йорке устроил первое «ритейл-дефиле». Братья Эрих рассчитывали (и небезосновательно) заманить в магазин представительниц прекрасного пола из числа среднего класса. Вскоре этот трюк повторили крупные сетевые магазины - и, что называется, понеслось.
Любопытно то, что братья Эрих не были в полной мере изобретателями формата «модный показ». Ничто не ново под Луной. Скорее всего, они и сами подсмотрели идею фэшн-дефиле. Как думаете, у кого? Разумеется, у французов.
С конца XIX века дефиле проходили в салонах французских кутюрье в виде, так называемых, fashion-парадов. Известные дизайнеры нанимали девушек-моделей и рассылали приглашения постоянным покупательницам. В назначенный день первые в нарядах из новой коллекции дефилировали мимо гостей, вкушавших чай с канапе. Подобные дефиле продолжались около трех часов и были закрыты для широкой публики.
Американские модельеры и байеры, как и всегда, превратили это глубоко элитарное, аристократическое и французское явление в продукт массового маркетинга. Впрочем, это сработало, так что не подкопаешься.
Перелистывая страницы истории, наблюдая за эволюцией модных показов, любопытно отмечать для себя ключевые повороты и краеугольные изломы этого интереснейшего процесса.
Вот перед нами британская леди, Люси Дафф Гордон. Знаменитый модельер конца XIX - начала XX столетия, Гордон создала традицию отправлять постоянным клиентам приглашения на свои показы. Вскоре эти приглашения-анонсы стали не менее значимым событием, чем сам показ-они обсуждались в высшем свете и создавали дополнительную ажитацию вокруг дефиле.
А вот и Поль Пуаре, влиятельный француз, подлинный король мира моды первой четверти XX века. На календаре 24 июня 1911 года. Сегодняшним вечером Пуаре устроит самую знаменитую театрализованную вечеринку XX века-«Тысяча и вторая ночь». Весь Париж говорит о грядущем показе уже не одну неделю, а Европа будет вспоминать о нем десятилетия спустя. Пуаре пригласил и вас. Вы перечитываете приглашение: в нем сказано, что всем гостям необходимо явиться в костюме, соответствующем ближневосточной тематике. Вы строго выполняете требование, садитесь в экипаж, а вскоре уже стоите на пороге старинного особняка. На ваших глазах привратники отказываются впустить гостей, не выполнивших условие Пуаре и нарядившихся в китайские шелка и фраки. Швейцары разворачивают обомлевших гостей со словами: «Месье, вы в Персии, а не в Китае; ваш наряд здесь абсолютно неуместен». Вас же встречают глубоким поклоном. Привратник широко распахивает дверь, и вы оказываетесь... не то чтобы в другом мире—просто в сказке! Великий Пуаре не поскупился на услуги художников и декораторов, превративших дом и сад в настоящий дворец Шахерезады: персидские ковры, фарфоровые чаши, ближневосточные мелодии, разносящиеся по залам и саду, полуобнаженный негр с ятаганом наперевес, провожающий вас в залу для особых гостей... И, разумеется, ослепительные манекенщицы, представляющие новую коллекцию модельера.
Креатив и смелость дизайнеров превратили модные показы в нечто большее, чем просто представление новых коллекций одежды. Fashion-шоу стали настоящим культурным явлением, которых с нетерпением ждут и которыми восхищаются.
К 1947 году, когда Кристиан Диор создавал свой легендарный New Look, модные показы обретают строгость, солидность и публичность. Они проходят в отелях и салонах кутюрье. Но, вне зависимости от места проведения, отныне неизменным становится длинный подиум, fashion-редакторы, сидящие в первых рядах, а также байеры и потенциальные покупатели - богатые и знаменитые, расположившиеся в сумраке зала.
В последующие десятилетия формат модного показа если и меняется, то уже не так революционно. В 1960-е годы сдержанность и торжественность моды от кутюр постепенно вытесняют энергетика и взрыв. Родоначальница мини-юбок Мэри Куант и великий новатор, создатель Couture Future Андре Курреж поощряли стремление моделей отказаться от традиций классического ранвея в пользу более неформальных показов, проходивших вне подиума-того, что сегодня носит имя «транк-шоу».
Сегодня на подиуме модели все чаще улыбаются-и не потому, что их снимает скрытая камера. Хо-хо! Их снимают десятки и сотни камер, транслирующих телевизионную картинку на весь мир. Улыбчивые, раскованные манекенщицы позволяют индустрии моды все больше ориентироваться на молодую аудиторию, на массовый интерес потребителей.
Консюмеризм - идеология потребления - становится главным двигателем глобального мира моды.
Под знаменем консюмеризма французский дизайнер Тьерри Мюглер проводит в 1984 году свое колоссальное кутюр-шоу на арене Le Zenith в Париже—из 6 тысяч билетов половина поступила в свободную продажу, что позволило обычным парижанам оказаться рядом с небожителями мира высокой моды. Консюмеризм был поднят на стяги Ива Сен-Лорана, представившего летом 1998 года свою знаменитую ретроспективную коллекцию в день финала Чемпионата мира по футболу на переполненной чаше 8о-тысяч-ника Stade de France в Ман-Дени, пригороде Парижа, перед телевизионной аудиторией, превышающей миллиард зрителей.
Сегодня все больше модных брендов отказываются от классического ранвея. Но вряд ли можно предсказывать скорое исчезновение этого формата, которому следовали Коко Шанель и Кристиан Диор. Этому не бывать, пока великий Карл Лагерфельд устраивает грандиозные ранвей-шоу, подобные показу Fendi на Великой Китайской стене в 2007 году. Этому не бывать, пока гениальный Александр МакКуин и его последователи создают свои непревзойденные театрализованные постановки, заставляющие критиков спорить о том, что это-искусство или коммерция?
На самом деле, не так уж важно, удается ли брендам высокой моды, устраивающим традиционные и столь дорогие ранвей-шоу, извлекать прибыль от продажи своего основного продукта—одежды от кутюр. Не секрет, что хорошие деньги можно делать и на умном мерчендайзинге-продаже фирменных очков, сумок и парфюма. Для этого только и требуется, что тщательное создание образа небожителей мира высокой моды. Разумеется, за счет модных показов - ведь шарм и обаяние последних не сравнятся ни с чем.