Сохраняйте дистанцию

Этой «няне» не нужно платить, она работает без выходных, и, если надо, сверхурочно. Она никогда не высказывает своего мнения о воспитании, и будьте уверены, не сплетничает. Перед ней не нужно извиняться за опоздание, делать подарки или угощать чаем. И при всем при этом она с радостью присматривает за вашим ребенком. Кто же эта - «Мэри Поппинс»?

Под такое описание подходит один всем известный «член семьи» — телевизор. Что греха таить, детишки часами могут смотреть в голубой экран. Как же не ошибиться в выборе программ и мультфильмов, ориентируясь на возраст ребенка? Можно ли с помощью телевизора развивать способности малыша? Рассказывают специалисты семейного медицинского центра «Пангея».

До года

В первые недели жизни звук телевизора служит фоном. Малыш может сладко спать, пока поёт Николай Басков или шутят КВН-щики. Примерно в 3-4 месяца кроха уже поворачивает головку к светящемуся экрану. В полгода, кажется, вполне «осознанно» смотрит телевизор, точнее — на телевизор. Обычно на первом году жизни малыша мама и папа ведут себя как вдумчивые родители и не доверяют чадо «теленяне».

1-2 года

В этом возрасте малыш действительно смотрит телевизор, причем все подряд. Но для него такой просмотр означает лишь слышать и видеть то, что происходит на экране. Ребенок не понимает, почему неугомонная парочка Том и Джерри строят друг другу козни. Его притягивает цвет, действие, картинка. А как же объяснить реакции ребенка, его внимательный взгляд, смех и слезы? Для такого маленького зрителя сюжет лишен смысла, он переживает его эмоционально, усваивает зрительные образы буквально.

Мнение логопеда Екатерины Унковской:

В период от 16 до 24 месяцев у детей с нормальным развитием начинается рост словарного запаса. Но если нет живого общения, то есть малыш не видит артикуляции, не слышит звуков, интонаций, не ощущает прикосновений, то его развитие может затянуться.

Совет психолога Надежды Рябичкиной:

Длительные просмотры в этом периоде приводят к переутомлению, в худшем случае, к перевозбуждению. Плачущий малыш не объяснит среди ночи, отчего он проснулся. То ли у него заболел живот, то ли ему приснился пупырчатый, серо-буро-малиновый, с двумя головами и пятью глазами... маленький котенок. Полагаясь на собственный вкус, утвердите программу передач для ребенка. Утром в субботу и воскресенье транслируют: 1 канал (с 8.00 до 8.50 — «Дисней-клуб»), ТВ-Центр (с 8.00 — «АБВГДейка»), СТС (с 8.30 — «Смешарики»), 5-й канал (с 7.30 до 8.15 — мультфильмы). Но лучше всего подобрать детскую видеотеку самостоятельно. Поставьте на полку короткометражные мультфильмы, желательно на русском языке, с незамысловатым детским сюжетом, с членораздельной речью. Согласно опросам родителей, дети в восторге от диснеевских мультфильмов, потому что они яркие, там есть динамика, разнообразие звуков, персонажи четко прорисованы. Конечно, «Белоснежка», «Король Лев», «Бэмби», «В поисках Немо» и некоторые другие анимационные фильмы имеют полное право быть в вашей домашней коллекции. Следите только, чтобы в мультфильмах не было монстров, мутантов, фантастических животных, суперменов и су-первуменов. 1/1 главное: включили телевизор для ребенка — присаживаетесь рядом. Вместе узнавайте Бобика, который пришел в гости к Барбосу, произносите слово «волк» и пересчитайте семерых козлят, называйте предметы, комментируйте поведение героев.

Окулисты считают, что ребенок должен сидеть на расстоянии двух и более метров от экрана. Не разрешайте смотреть телевизор в темной комнате: из-за контраста между ярким экраном и темнотой вокруг, глаза малыша быстро устают. Время сеанса — 15 минут в день.

2-4 года

Ребенок уже сам знает, что есть такая штука (пульт), на которой нужно что-то нажать (кнопочки) и в черном ящичке (телевизоре) появятся картинки (мультики). Некоторые дети в этом возрасте самостоятельно включают DVD-плеер и ставят диск, пока родители умиляются в сторонке: «Он у меня такой большой, такой умный»... А между делом, «большой» и «умный», насмотревшись неизвестно чего по телевизору, вдруг бьет кого-нибудь из домашних тяжелым предметом, или начинает громить все вокруг, или, забравшись на подоконник, прыгает как Человек-паук. И не спрашивайте потом, кто научил его драться, плеваться или кусаться! Кроме того, помните, что маленький ребенок имеет лишь слабое представление о размере, весе и росте.

Мнение логопеда Екатерины Унковской:

Речь идет не о запрещении телевизора, а о качестве и количестве телевизионной продукции. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Речь, которую они слышат с экрана, не вызывает у них каких-либо ассоциаций. Поэтому в быту дети понимают слова, но не могут связывать их. Норма — это когда в 3-4 года ребенок умеет пересказывать истории, которые ему читают вслух, его речь понятна окружающим, он запоминает и рассказывает короткий рифмованный стишок. Насторожиться нужно в том случае, если, понимая отдельные слова и короткие предложения, он не может удерживать и связывать их, не понимает текста в целом, ему неинтересно и скучно разговаривать. Это означает, что с телевизором вы переборщили.

Совет психолога Надежды Рябичкиной:

Трехлетний ребенок еще не отделяет выдуманное от реального, он отождествляет себя с поведением героев мультфильмов: ему хочется высоко прыгать, больно кусаться, громко рычать. Подвергайте строгой цензуре мультфильмы, в которых герои ссорятся, обзываются, огрызаются, не слушаются, много едят, дерутся, падают, расстаются, теряются, прыгают с большой высоты и при этом остаются живы.
Если герои ведут себя подобным образом, акцентируйте внимание ребенка: «Ай-ай-ай», «Бух», «Нельзя». В таком возрасте дети кроме мультфильмов с радостью смотрят программы или фильмы о животных и растениях. Время просмотра — до 30 минут в день.

4-7 лет

К 4-м годам ребенок уже начинает понимать разницу между воображаемым и реальным миром. Он знает, что мультфильм — это неправда, но с радостью погружается в мир сказочных принцев, волшебных фей, говорящих животных. Но одних мультфильмов ему не достаточно. Его тянет посмотреть взрослую программу или фильм, потому что это новые источники информации.

В 6-7 лет телевизор можно смотреть не более часа в день, с перерывами, конечно. Не разрешайте смотреть телевизор лежа. Экран должен располагаться на уровне лица: это снижает нагрузку на мышцы спины и шеи. Введите в ежедневное меню ребенка продукты полезные для глаз: творог, кефир, отварную рыбу, говядину, морковку, капусту. Особенно полезны юным любителям голубого экрана ягоды (черника, брусника, клюква) и зелень (петрушка, укроп).

Мнение логопеда Екатерины Унковской:

В этом возрасте ваш ребенок должен учиться читать, складывать буквы в слоги, произносить все звуки, интересно рассказывать о своих эмоциях и впечатлениях, а не сидеть как «зомби» у телевизора. Кстати, это вполне научный термин. При просмотре все внимание ребенка «приковано» к происходящему на экране. 1/1 если вы обратитесь к нему в этот момент, то пройдет несколько секунд, прежде чем он поймет, чего от него хотят. Вместо телевизора приучайте ребенка к книгам. При чтении мозг работает на полную катушку — превращает буквы в слова, слова в предложения, а предложения в образы, в окружении которых живет маленький человек.

Совет психолога Надежды Рябичкиной:

Взрослеющие мальчики с интересом смотрят передачи, в которых демонстрируется сила, ловкость и смелость. Пускай смотрит — вы же не хотите, чтобы сын вырос «тепличным растением». Только следите, чтобы в этих фильмах и программах не было жестокой агрессии и насилия. В дошкольном возрасте дети проявляют интерес к компьютерным играм. По сути это то же общение с экраном. Оно приветствуются, если игры будут развивать не тактику ведения войны, а интеллект. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой полюбившегося мультика. Старайтесь, чтобы ребенок интересовался реальностью: посещайте детские выставки, музеи, тематические праздники.
Не разрешайте смотреть телевизор во время еды, уборки игрушек, одевания. Если ваш ребенок впечатлителен, не включайте телевизор перед сном. Пусть привыкает засыпать под колыбельную или волшебную сказку на ночь.

7-10 лет

Детство уже закончилось, а юность еще не наступила. Школьники понимают, что фильмы в основном — вымысел, но посмотреть их не отказываются. Проведенные исследования доказали, что дети, которых в этом возрасте «воспитывает» телевизор, — рассеянны, у них несвязное мышление и речь, они не задерживаются на одном занятии, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Это симптомы так называемого «отсутствия концентрации».

Мнение логопеда Екатерины Унковской:

Не рекомендую днем смотреть телевизор, кроме, может, канала «Культура». Ежедневно в 15.55 на нем начинает работу детский телеканал «Бибигон». К слову, до этого, в 15.35 идет передача «Уроки русского».

Совет психолога Надежды Рябичкиной:

Соперником телевизора в этом возрасте становится компьютер. Все вышеперечисленные рекомендации применимы и по отношению к нему. Разрешать свободный доступ к технике можно за пределами дошкольного возраста, когда дети уже готовы использовать ее по назначению — искать и получать необходимую информацию. Время «общения» с экраном телевизора или монитора — чуть более часа, с перерывами на 15-20 минут. Ограничьте доступ к телевизору в ваше отсутствие: воспользуйтесь кнопкой «родительский контроль», уберите пульт и диски, выдерните шнур из розетки. Подобные методы предосторожности нужны именно в этом возрасте, когда ребенок может включать телевизор по своему собственному желанию.
Пользуйтесь услугами «теленяни» осторожно и избирательно, и тогда, возможно, телевизор из «Фрекен Бок» превратится для вас и вашего ребенка в «Арину Родионовну».