Магический эликсир

Есть в духах нечто особенное. Во всех культурах, во все времена мы обнаружим веру в магические силы, скрытые в иных веществах, и веру, что мы сами обретём эти силы, если примем такое вещество или нанесем его на кожу. Древние греки терли глаза ослепшего человека желчью зоркого орла. Женщины индейского племени чероки для укрепления волос пользовались вытяжкой из цепкого и жёсткого корня. В некоторых арабских местностях бесплодные женщины носили одежду многодетной матери, чтобы вызвать на себя благодать и родить ребенка. В крещении младенцев святой водой и сегодня символически звучат отголоски подобных верований. Так и духи, по нашим бессознательным представлениям, воплощают в себе потаенные силы, а мета их — запах, и применяя духи, мы обретаем эти силы тоже. Эти представления порождены отнюдь не разумом, да только, и запахи с разумом и здравым смыслом имеют мало общего. Знатокам ароматов это всегда было известно, хотя о нейроанатомических взаимосвязях они не имели ни малейшего представления. Теперь мы знаем, что это факт, предопределенный самой структурой мозга. Нервные пути от глаза и от уха идут непосредственно к коре мозга, то есть к органу, в котором анализируется созданный образ, в то время как обойятельные нервы ведут непосредственно в «архаическую» часть мозга, в лимбическую систему, управляющую не мыслями, а эмоциями. В наших непосредственных и нерефлекторных реакциях на запахи, мы уже не сыновья просвещенной эпохи, мы напоминаем скорее наших дальних предков, которые танцами вызывали дождь и верили в волшебные заклинания, а также и в чудесные силы, таящиеся в ароматах. И на заре человечество, и во всех культурных эпохах курение благовоний было непременной частью обряда — обращения людей к богам. А присутствие сверхъестественных сил, приписываемых ароматическим веществам, исконно подтверждали драгоценные сосуды, в которых они хранились. Даже в нашем трезвом мире благородство флаконов для духов все еще свидетельствует о магии ароматов. В античные времена втирание драгоценных ароматических масел становилось важной частью ритуала посвящения в жрецы или возведения на трон. Магически или символически избранник обретал с ними силы, необходимые ему для свершения новых дел. Даже и сегодня для женщины надушиться — значит исполнить небольшой ритуал, доставляющий удовольствие и исполненный смысла. Диотима фон Кемпски, немецкий эксперт по ароматам, рассказывает, что еще маленькой девочкой открывала для себя волшебство духов, наблюдая, как мать готовится к вечеру: «Я и поныне помню всю церемонию, и как мать наносила на шею и плечи капельки духов Герлейн. Я чувствовала, что этот ритуал для матери не менее важен, чем сам предстоящий вечер».
Американская поэтесса Шерон Олдс в стихотворении «Отцовская рубашка» описывает мистическое перевоплощение в тот момент, когда она надела рубашку недавно умершего отца, произошло это из-за запаха рубашки. При всей неординарности события стихотворение не кажется абсурдным, потому что о восприятии запаха оно сообщает нечто весьма существенное. Так что же за силы кроются в духах? Они разнородны, а название духов, оформление флакона и реклама — это, знаки, которые их обнаруживают. Но одной способностью обладают абсолютно все дорогие духи, как роскошь воспаряя над нуждами будней, они помогают и нам возвыситься над обыденностью, избежать ее.
Марилен Дельбур-Дельфи, французский историк культуры: «Духи, как и мода,— это искусство плавного бегства».
Фернанд Оливье рассказывает в автобиографии, как они жили с Пикассо в Париже, когда у них, молодых, деньги были редкостью: «Мне часто не во что было обуться, но зато у меня всегда были мои духи, моя рисовая пудра, мои книги, мой стакан чаю и нежнрсть Пабло». Покуда у Фернанд были ее духи и другие ненужные вещи, она забывала о бедности, могла справляться с нею. Осенью 1989 года, когда для Запада стали открываться границы Советского Союза, выбор товаров оставался там еще очень скудным, первый магазин, где жители Москвы смогли покупать западные товары, принадлежал Эсте Лаудер.
Духи с их магией ненужности помогают нам возвыситься не только над бедностью, но и над опасностью.
Франсуаз Саган рассказывает, как ее мать во время ночных налетов на Лион во Вторую мировую войну настаивала на том чтобы «спускаться в мрачный подвал, слегка надушившись и с хорошей прической, и подвал казался нам еще мрачнее, потому что кроме нас в эти ночи никому не приходило в голову беспокоиться о духах. Но зато в томительном ожидании мы никогда не испытывали страха».

Даже очень уверенная в себе и смелая женщина не избавлена от страхов в повседневной жизни. Справлюсь ли я с вызовом, который бросает мне каждый день и каждый час окружающий мир? Смогу ли я достигнуть того совершенства, что во мне предполагается? От этих страхов невидимым покровом ее защищают духи. Они говорят ей безмолвно но недвусмысленно: «Ты хороша такой, какая ты есть». То самое «привилегированное пространство» которое согласно Марилен Дельбур-Дельфи, создается духами внутри обычной жизни, к тому же хорошо защищено.
Один выдающийся французский парфюмер написал: «Духами больше уже не пользуются для того, чтобы просто хорошо пахнуть. В них всегда есть притягательная сила той не поддающейся определению ауры грез и мечтаний, которой окутывает себя женщина». Марилен Дельбур-Дельфи называет духи — пригрезившийся мир. Название, флакон и реклама — важная часть духов, потому что всё это придает материальный облик тем грезам, которыми мы обволакиваем духи. Когда мы окропляем кожу духами и они нераздельно сливаются е нашим телом, мы вступаем в мир этих грез. Японский дизайнер Кензо дал своим первым духам вместо напутствия прекрасное определение — «висячий мостик мечты». Реклама духов «Фиджи» подтверждает сказанное в самом названии: «женщина — это остров». Реклама указывает нам то самое привилегированное пространство, куда переносйт нас запах, залитый солнцем уединенный тропический остров, где женщина найдет покой и удовлетворение, где она может быть чувственной и вместе с тем невинной. Этот запах, цветочный, но одновременно и изысканный, едва ли не холодно-дистанцированный, но с явно обозначенным чувственным оттенком, передает своим собственным и оригинальным способом. Грезы, навеянные духами, похожи на бабочек — пестрых и неуловимых. Тем не менее, поэты и авторы рекламных текстов иногда пытались облечь их в слова. Вот замечательный и свежий образец: «Духи «Шальмар» родом из садов Индии. В шелковистом блеске опьянения любовью еще чувствуются трепет розового мрамора дворцов и буйное упоение музыкой ночи. Это, вовсе не невинные звуки... У истока лежит сладость невысказанного. Лимоны, апельсины, розовое дерево, кориандр, эстрагон — сад у дворца, не ведающего забот. Но где же пряности? Магические круги из пряйостей, корица, душистый перец, гвоздика. Неспешно тлеет сандаловое дерево ароматических палочек. Сверкающая и хмельная волна запаха цибетина и ванили и серая амбра продолжают звучать в воспоминаниях. Незабываемое стихотворение, созданное к празднику, может быть, к празднику тела». Аромат, название и множество возникающих тут ассоциаций, тайные желания жёнщины сливаются в одну мечту, которая превращает встречу с духами в глубоко поэтическое, почти мистическое переживание.
Эрнст Щифтен, создатель современного американского стиля в парфюмерии, рассказал мне однажды, как он решил стать парфюмером. Когда-то давно, десятилетним мальчиком, он играл на туалетном столике матери и понюхал из любопытства флакон от ее духов. Ему показалось в этот миг, что его окутала, в него проникла волна красоты.
Переживание было столь глубоким, что превратилось в побудительную силу всей его жизни, ему тоже захотелось быть творцом такой красоты. Даже если мы не собираемся стать парфюмерами, все равно мы можем вообразить волшебное мгновение.

Некоторые женщины нарушают это правило, потому что они еще не открыли для себя ни магию ненужного, ни наслаждение, которое дарят нам духи. Иные же этому правилу не следуют по причине прямо противоположной, они так высоко ценят сокровище духов, что жалеют растрачивать в обычные дни. Так припрятывают дорогое вечернее платье или бутылку благородного шампанского для особого торжества. Знающая толк в духах женщина ценит их тоже высоко. И она тоже приберегает специальные духи для великой минуты, будь то выход в свет или интимная причина, или просто мгновение, когда вдруг так сильно чувствуешь радость бытия... Но для нее великая минута — один из многих случаев, когда она пользуется духами. Она знает, какие духи подойдут ей на весь рабочий день в бюро, а какие для похода за покупками с подругой, знает духи для подавленного настроения и неуверенности в себе и духи, с которыми по утрам человек уносит с собой частицу надежности своего дома и своей личности в жесткий, требовательный мир.
Знающая толк в духах женщина прекрасно понимает, что имела в виду Катрин Денев, говорившая в одном интервью: «В любую минуту моей жизни меня сопровождают духи... Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дому, не надушившись».

В каталоге Faberlic, есть огромное количество всевозможных ароматов, которые помогут прикоснуться к магии духов!