Духи, как целительная сила

Люди издавна наделяли запахи таинственной силой, не только дарующей нам наслаждение, не только властной над нашими воспоминаниями, но и непосредственно воздействующей на наше здоровье и эмоциональное самочувствие. Эскулапы античной Греции и знахари средневековой травной медицины не зря занимались ароматическими растениями. Врачи XVII и XVIII столетий были твердо убеждены во вреде зловонных испарений и целебном влиянии благоуханных ароматов. Так, розмарину они приписывали свойство «укреплять мозг», а мяте еще и благотворное воздействие на память. В 1675 году мадам де Севинье писала о туалетной воде королевы Венгерской, дистилляте розмарина, пользовавшемся у дам той эпохи огромной популярностью: «Это просто восторг, Такой восторг, что, привыкнув, уже невозможно отказаться. Он помогает от всех печалей». В двадцатые годы нашего столетия интерес к способностям запахов влиять на физическое самочувствие вспыхнуло новой силой. Два итальянских исследователя в своей статье «О воздействии эссенций на нервную систему» пришли к выводу о том, что «обоняние оказывает рефлекторным путем мощнейшее воздействие на центральную нервную систему». Проведя опыты по непосредственному воздействию паров эфирных масел на обонятельные рецепторы носа, они установили изменения в частоте пульса, в кровообращении и глубине дыхания и привели перечень масел, которые оказывают успокаивающее воздействие, а также других, чьё воздействие стимулирует.
Эти опыты были продолжены уже в семидесятых-восьмидесятых годах группой ароматерапевтов, которые сумели широко разрекламировать результаты своих исследований. Так, Юдит Джексон приводит список 27 эфирных масел, обладающих терапевтическими: свойствами. В одном из американских патентов описываются опыты, результаты которых показывают, что ингаляция некоторых парфюмерных композиций смягчает стрессовые реакции.
Японским исследователям удалось измерить воздействие запахов на биотоки мозга, и результаты этой работы уже нашли применение в деятельности многих японских учреждений, где стимулирующие, антистрессовые и повышающие концентрацию запахи развеиваются в служебных помещениях с помощью кондиционеров. Хотя многие ученые весьма скептически оценивают подобные эксперименты, не приходится сомневаться в том, что во многих случаях лечение у ароматерапевтов помогло и еще поможет пациентам.
Таким образом субстанции, применяемые в духах, влияют на нас не только тем, что вызывают интимно-личные или общекультурные ассоциации, но и тем, что оказывают непосредственное биологическое воздействие на гормоны и центральную нервную систему. Развив изобретенную парфюмером схему ароматических воздействий, ароматерапевт Роберт Тисренд пришел к выводу, что две концепции запахов — запах как знак и запах как средство биологического воздействия — отнюдь не обязательно исключают, а скорей всего дополняю» друг друга.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАМ ДУХИ?

Все, что прежде говорилось о «словах» и воздействии духов, относилось к отдельным душистым веществам, и простым ароматическим комбинациям, как, например, к цветочным ароматам. Однако духи никогда не бывают столь просты. Можно ли сказать, что обаяние и воздействие духов выводятся из простой суммы их компонентов? И да, и нет. Несомненно, каждая из составных частей вносит свой вклад в образ целого. Так, духи, в которых преобладают аромат лимона и свежесть зелени, дают бодрящий эффект, оставляя ощущение молодости и природной естественности. Мускус и восточные бальзамы сообщают любым духам глубину, теплоту и чувственность.
Нередко в женских журналах и на упаковках рекламных образцов духов можно встретить описания с перечислением главных компонентов, из которых слагается их аромат. Предполагается, что по характеру частей можно составить представление о букете духов в целом. Но это возможно лишь до известной степени. Так же, как значимость цветового пятна на полотне живописца обусловлена художественным миром картины, а звучание ноты в музыкальном аккорде определяется гармонией или диссонансом с другими нотами, эффект ароматического нюанса познается лишь из совокупности букета, в котором он представлен. Ароматические оттенки оказывают друг на друга сложные взаимовлияния, в результате чего подчас возникают сочетания с абсолютно неожиданным и парадоксальным эффектом. Если мы, к примеру, смешаем древесные и бальзамные ароматы, это отнюдь не повлечет за собой нейтрализации мягкости и сладости бальзамов суровостью и сухостью древесной фактуры, напротив у нас возникнет нечто совершенно новое — роскошный, одурманивающе-женственный, бархатный букет! Если добавить к нему придыхание мягкого, шелковисто-прохладного альдегида, результат будет еще более изысканный, еще более «парфюмный». В мире ароматов, бесконечное множество таких взаимодействий, и всякий раз, когда они обнаруживаются, возникает новый, неожиданный и неведомый прежде ароматический аккорд. Но и это не всё, контрастные ароматические оттенки можно сопрягать друг с другом различными способами, в зависимости от того, Как это делать, эффект от целого будет меняться. Парфюмер может поместить их в непосредственной близости и тем самым подчеркнёт контраст, противоречивость, даст почувствовать внутреннее напряжение, как в диссонансном аккорде в музыке. Применяя этот контраст в мягких, роскошных духах, он добьётся драматического эффекта, порой с налетом, театральности. Музыкальным соответствием такой ароматическим аккордам будет, допустим, оркестровая музыка Вагнера или Рихарда Штрауса. Я, например воспринимаю духи Shalimar, Chamade, Privat Collection, и Paloma Picasso именно так. Более прохладным духам, аналогичные диссонансы сообщают живость и оттенок дерзкого вызова, что отличает, например, Chanel № 19, Armani или Rive Gauche. Их букет вызывает в памяти музыку Франсиса Пупсика и Дариуса Мильо.
Если же контрастная нота лишь как робкий намёк, проступает сквозь ровную оболочку главного аккорда, она создаст ощущение тайной страсти и бурной чувственности, кроющейся за холодным и элегантным фасадом. Я нахожу такой эффект в духах Knowing, Montana! Ysatis, Salvador Dali: ровный и свежий цветочный аромат сдобрен здесь тонкими анимальными оттенками. Впрочем, такого же эффекта можно добиться противополжным образом, вкрапив в роскошно-теплые духи контрастную искорку древесной сухости. Не в последнюю очереди именно этому трюку духи вроде Fendi и Panthere обязаны своим тонким, с налетом легкой иронии, шармом.
Парфюмер может связать контрастные ароматы и посредством тонких многоступенчатых переходов.
В этом случае контраст уже не будет восприниматься диссонансом; а напротив, вызывать ощущение утонченной, элегантной и выверенной гармонии. Многие классические духи Chanel № 5, Madame Rochas, современные образцы классики Halston и Valentino, Diva и Silences — могут служить примером такого стиля.
Когда резко контрастирующие ароматические компоненты сопрягаются друг с другом столь искусно и плотно, что возникает ощущение их полной слитности, духи производят эффект стремительный и упруго-текучий, эффект современной и уверенной в себе красоты. Очевидно, неспроста он прежде всего встречается в новейших американских духах Alliage, Aromatics elixir, Giorgio и Obsession.
Множество жизненных ситуаций, в которых мы с ними впервые столкнулись, относится не только к компонентам духов, но зачастую и к самим духам. Если вы несколько раз ощутили аромат одних и тех же духов в присутствии определенного человека или при повторяющихся обстоятельствах, впредь они снова и снова будут напоминать вам об этом человеке и этих обстоятельствах. Одна из участниц проводимого мною парфюмерного семинара, едва уловив аромат бергамотного эфира, воскликнула: «Пахнет в точности, как моя бабушка, когда у нее была мигрень». Другая поведала о том, что запах определенного сорта одеколона неизменно вызывает у нее чувство безотчетной тревоги. Флакон этого одеколона она когда-то подарила мужчине, с которым у нее был роман, закончившийся разрывом. Запах солнцезащитного лосьона вызывает в воображении летний пляж. Есть один сорт туалетной воды, неизменно напоминающий мне об улицах Барселоны. Кстати, представление,'связывающее духи с миром роскоши и моды, тоже по большей части предопределено людьми, которые духами пользуются, и жизненными ситуациями, в которых мы этих людей встречаем. Атмосфера, окутывающая вас при входе в дорогой парфюмерный магазин, наполнена совсем иным смыслом, чем-то, что в автобусе по пути на работу. Если в роскошном ресторане вас легким дуновением коснется аромат духов дамы с соседнего столика и вы вдруг поймете, что в последнее время этот аромат встречался вам не однажды, знайте — эти духи сейчас в моде. Подобные ассоциации тем прочнее входят в наше сознание, чем примечательней и интересней обстоятельства наших наблюдений. Если вам запомнились духи, ни с какими конкретно людьми и обстоятельствами не связанные, значит, имеет смысл обратить на них особое внимание, видимо, у них необычный и индивидуальный аромат.
Люди, как и животные, воспринимают запахи, как сигналы. Но реагируют на сигналы совершенно иначе. Эти различия наглядно демонстрируются на примере, феромонов!
Примерно полвека назад наука установила, что многие животные коммуницируют с другими особями своего вида посредством особых химических веществ, причем порой далеко в пространстве и времени. Вещества, которыми они пользуются для этой цели, и называются феромонами. Они играют важную роль во многих сферах жизни животных, в частности, при спаривании и оказывают воздействие почти необоримой силы. Так женский феромон самки одной из разновидностей моли способен приманивать самца на расстоянии в добрый десяток километров — чудо, до которого духам еще очень и очень далеко. Понятно, что открытие столь мощных средств сексуального обольщения у животных наводило на мысль, не найдется ли чего-нибудь похожего и в человеческом организме.
В 1979 году в одном научно-популярном журнале была опубликована статья, автор которой, опираясь на ошибочную интерпретацию психологического эксперимента, утверждал, что открыл у человека субстанцию весьма эффективного сексуального феромона. Сенсация была подхвачена мировой прессой, и вскоре на полках секс-шопов и в рекламных рубриках мужских журналов появились духи, гарантировавшие покупателям немедленный и неотразимый успех у противоположного пола. Крупная американская фирма, изготовитель известных сортов духов, выбросила на рынок два варианта магического приворотного зелья, одно для мужчин, другое для женщин. В рекламе их аромат преподносился как «впервые обладающий научно разработанной притягательной силой». Тут же демонстрировались мужчина и женщина, ощутившие необоримое влечение друг к другу благодаря их чудодейственным флюидам.
К сожалению, духи не оправдали эти пророчества и вскоре были изъяты из продажи.
Поведение людей принципиально отлично от повадок животных, оно куда дифференцированней и сложней, поэтому маловероятно, что мечта о человеческом феромоне когда-нибудь осуществится. Духи, безусловно, могут немало содействовать сексуальной привлекательности женщины или мужчины, но отнюдь не за счет какого-то одного заветного ароматического компонента, превращающего партнера в послушного раба или рабыню. Духи усилят вашу привлекательность, ибо подадут партнеру сигнал, что вы подчеркиваете вашу красоту ради него. А еще, если духи подобраны правильно, они придадут вам больше уверенности, а значит - обаяния и шика. Ибо они, как мерцание свечи, способны окутать вашу красоту романтическим ореолом и придать вашей ауре магию музыки и поэзии. Не чудодейственная примесь в духах, а собственный шарм — вот залог вашей неотразимости. Духи говорят с нами не однозначным языком приказов, как запахи зверей. Впрочем, некоторые запахи способны воздействовать на нас именно так, запах жаркого, когда нам хочется есть, вонь палёной резины, когда мы чиним электроприбор, запах газа в кухне, но все они никогда не включаются в ароматический букет духов, ибо способны этот букет полностью разрушить. Духи беседуют с нами тихим шепотом и мы постигаем их смысл скорее из интонаций, нежели из слов, которые они нам нашептывают. Стоит понюхать их во флаконе и название на этикетке во всех своих смысловых оттенках навсегда станет для нас неотторжимо от их аромата. Но если мы ощутим их на человеке, они сделаются как бы свойством этого человека и будут завораживать, притягивать или, наоборот, отталкивать нас в зависимости от того, как мы к этому человеку относимся.
Духи во флаконе — все равно, что нотная партий тура симфонии, это еще только возможность переживания, обещание прекрасного. Симфония оживает лишь при её исполнении, духи — лишь когда ими пользуются. По счастью, применение духов не требует столь специальных и трудно осваиваемых навыков, как исполнение музыки, но это тоже в своем роде искусство.