Тенденции в мире ароматов

ДОМИНИРУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
На полках парфюмерных магазинов мирно соседствуют духи, изобретенные десять, сорок, а то и семьдесят лет тому назад, и их совсем юные собратья. А это доказывает, что диктат моды в духах отнюдь не столь уж беспощаден, как в одежде. Что, впрочем, вовсе не означает, что в духах вообще нет моды. Ее тенденции проявляются, как и в одежде, в общности характерных свойств духов, которые становятся излюбленными в тот или иной период. Так, многим духам, пользовавшимся популярностью в Европе конца восьмидесятых годов, присущи густая теплота, стойкость и разливистость аромата. Первым крупным успехом для духов этого типа стали в 1985 году Poison, после чего Fendi (1985), Panther (1986), Sherrer 2 (1986), Loulou, Passion, Joop! (все 1987 года) и Boucheron (1988) продолжили и развили его в разных направлениях. Тенденция эта не возникла внезапно, как комета из космоса. Можно рассматривать ее как европейский вариант тенденции, которая обозначилась в США еще в 1981 году сенсационным успехом духов Сосо. В известном смысле она продолжила и моду на сладкие ароматы, которая началась в 1977 году с духов Opium, правда, Opium, как и другие «восточные» духи конца семидесятых — начала восьмидесятых годов, имеют более пряный аромат, чем духи, следующей волны, в букетах которых присутствовал новый феномен, определивший всю моду тех лет, откуда ни возьмись утвердившийся обычай помещать на видном месте этикетку с именем или инициалами дизайнера на аксессуарах любых видов, от шарфов до сумочек. Вещь от известного модельера становилась предметом гордости, о котором должен знать каждый.
«Узнаваемость» сделалась девизом в моде тех лет, а интенсивные, стойкие духи были легко узнаваемая броская реклама, сопутствовавшая появлению духов на рынке, была выдержана в том же экстравагантном стиле безмятежного самолюбования.

МОДА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Если периодичность в шесть-восемь лет сохранится и впредь, то следует ожидать, что тенденция, ознаменованная духами Poison, вскоре отойдет в прошлое. В каком направлении двинется мода? Ее поветрия еще в большей мере, чем перемены погоды, зависят от множества, самых разных факторов и трудно поддаются прогнозу. Они возникают из прихотливой игры спроса и предложения, из диалога между творцами моды, парфюмерами и менеджерами по маркетингу с одной стороны — и широкой публикой с другой. Диалог этот протекает в рекламных средствах массовой информации и в парфюмерных магазинах. Даже самые мощные парфюмерные концерны не в силах «устанавливать» моду. Самые расточительные рекламные кампании кончатся пшиком, если не вспыхнет искорка признания, не сыщется та заветная «изюминка», которая и есть залог долговременного успеха.
Часто, как и в погоде, в моде доминируют течения из какой-то одной страны или части света. Так, некоторые тенденции последних десятилетий перекинулись на Европу из США, зато другие двигались в противоположном направлении. В большинстве случаев законодательницей мод все же выступает люксусная парфюмерия. Именно в ней испытываются новые ароматические гаммы, и только если им удается утвердиться в эксклюзивном секторе, их подхватывают разработчики более доступных духов. Но в случае с мускусной модой которая заявив о себе примерно в 1970 году, до сих пор, пусть порой и в завуалированной форме, господствует в международной парфюмерии, было как раз наоборот. Она берет начало с ароматического масла в маленьких флакончиках с простенькими этикетками, которые как-то незаметно появились в галантерейных магазинах крупный американских городов. Рекламная кампания проводилась бесхитростно, обойдя стороной дорогие модные журналы и телевидение. Она свелась к расклееным в витринах полоскам оберточной бумаги с надписью «А у нас есть мускусное масло!»
Но невзирая на всю неисповедимость моды, я рискну указать на три тенденции, которые, вероятно, в ближайшие годы будут играть определяющую роль в Европе. Вот уже примерно ПЯть лет, Взяв исток в Калифорнии, на американском рынке с успехом утверждается ароматическое направление, совсем недавно поддержанной и европейскими фирмами. Речь идет о цветочно-фруктовых духах с ярко выраженной стойкостью и летучестью аромата, лишенного, однако, чрезмерной густоты,и назойливости. Девиз для этого стиля был найден фирмой Джорджа из Беверли Хиллз в рекламе духов Red «Мир еще не знал такой будоражащей мягкости!». В аромате явственно слышны жасмин и чаевые оттенки, зачастую с примесью дынной или огуречной зеленой свежести и фруктовых нюансов, которые могут отдавать пряной терпкостью, допустим, черной смородины, экзотикой манго, сладостью малины или мягкой пушистостью мандарина. Несмотря на все эти природные оттенки, общая гамма духов отмечена легкой искусственностью, это городские духи, они напоминают не о пастушеских свирелях, а о хрипотце саксофонов. Среди американских представителей данного типа Calyx, Red, Liz Claiborn и Eternity. В Европе эта же тенденция в последнее время подхвачена духами V Е, Iceberg и Byblos. Видимо, это одно Из перспективных направлений ближайшего будущего. Наиболее ярким примером второй тенденций пока что являются Samsara. Эти духи с их очень стойким, чувственно-теплым ароматом можно считать продолжением тенденции Poison, однако мускусно-сандаловая гамма доминирует в них столь явно, что это становится уже господствующим стилевым элементом.
С учётом непоколебимой популярности мускусных нот можно усматривать в этих духах провозвестье модных Тенденций девяностых годов, тем паче что в Tresor и в мужских гаммах Jazz и Photo намечаются сходные мотивы.
Третья тенденция — морская. Сперва New West Scinscerit fOr Her (Арамис/ ЭЛаудер, 1990) подарил нам удивительно свежий, животворный аромат, напоминающий о водорослях и дыхании моря. Сам по себе этот запах вряд ли можно назвать приятным, но благодаря ассоциации с морским бризом Он дает эффект новизны и свежести. Вскоре Кэлвин Клайн в США маркой Ехсаре (1991) и Диор в Европе Новинкой Dune (1991) обогатили репертуар дамских духов, развивая те же морские мотивы. Kenzo for men ввели их в мужскую парфюмерию наряду с тенденциями, которые базируются на общих свойствах духов (интенсивность и стойкость, особенна ценимые в восьмидесятые годы), и теми, которые характеризуются доминированием ароматов определенного типа (вроде новомодного жасминно-фруктового), эта третья, морская тенденция Отличается оттеночным ароматическим нюансом. Удержится ли она?

МОДНЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ДУХИ

Некоторые духи перелистывают все превратности моды и остаются популярными вопреки всем новым поветриям. Это духи классические. Со временем они становятся как бы воплощением людских представлений об элегантном, изысканном аромате женской красоты, а различные версии этого аромата входят в популярные сорта мыла, гелей, шампуней и дезодорантов. Ароматические гаммы таких духов оказываются вехами в парфюмерной культуре целой эпохи. Именно таким образом духи, в момент своего появления считавшиеся авангардными, становятся позднее классическими. Хрестоматийный пример —Chanel № 5. Когда эти духи появились в 1921 году, их отчетливо «альдегидный» слегка отдающий «синтетикой» букет был чем-то. неслыханным и потребовал от модниц, взявших их на вооружение, не малой храбрости. Chanel №5 были ароматическим coответствием новому стилю в искусстве, стилю Пикассо, Брака и Фернана Ложе, и дополнением к «геометрической» черно-белой моде Коко Шанель, которая ведь тоже олицетворяла собой революционный разрыв с прежней позднеромантической традицией ниспадающих и пышных одеяний. Атмосфера, одним из первых воплощении и символов которой стали духи,— это атмосфера легендарных двадцатых годов, славной «эпохи джаза».
Позднее на рынке появилось много новых марок, подражающих Chanel № 5, и стиль этих духов стал доминантой десятилетия. Наиболее выдающимися духами в стиле оказались Arpege, духи поразительно гармоничной гаммы, которые вскоре сами стали классическими. Тенденция постепенно становилась все более популярной. Духи среднего класса подхватили ароматические ноты Arpege, а с середины пятидесятых годов компонента Arpege вошел даже в один из ведущих сортов американского туалётного мыла «Камей». Аромат, который поколением раньше считался авангардистским, стал чуть ли не эталоном для всякого дорогого и элегантного женственного запаха. О высоких эстетических качествах духов и триумфе дальновидной политики фирмы Шанель свидетельствует тот факт, что, несмотря на столь широкое тиражирование, сам «пятый номер» до сих пор ничуть не стал «заурядным».
Конечно, №5 остается хрестоматийным примером Духов, которые от экстравагантной «авангардной» новинки проделали эволюцию до лидера моды, а затем и до классики, хрестоматийным, но не единственным. Такие духи, как Shalimar, Miss Dior, Youth Deu, L’Air du temps, Fidji, Chloe каждая марка на свой лад, тоже вошли в историю.
Вчерашние авангардные духи сегодня становятся классическими.
Однако не всякие духи, пережившие десятилетия, становятся классическими. Многие так и остаются «особыми». Ойи Пользуются стабильным спросом у относительно небольшой категории покупательниц, которые признали эти духи «своими», когда те были в моде, и с тех пор хранят им верность, а также у экстравагантных молодых женщин, любящих совершать собственные открытия в мире парфюмерных ароматов. Многие из духов, имеющихся сегодня в хороших парфюмерных салонах, относятся к этой «специальной» категории. Владельцы салонов, сохраняя в своем ассортименте такие сорта, оказывают миру изысканных ароматов, неоценимую услугу.
Время от времени молодое поколение вдруг заново открывает для себя духи, которые десятилетиями скромно обретались в разряде «специальных». Вслед за этим подхватывающие забытую ароматическую гамму уже в новой аранжировке, и подчас таким духам даже удаётся задать тон целому новому направлению в моде. Так случилось, например с L’Heure Bleue, духами 1912 года, которые триумфально возродились в Америке в 1976 году под именем Oscar.
К ним тут же примкнули несколько родственных новинок, в первую очередь Vanderbilt, и благодаря им гамма сделалась популярной. Сходным путем Shalimar, шлягер 1925 года, шестью десятилетиями позднее обрёл новую жизнь в духах Must de Cartier, которые, повлекли за собой целый шлейф близких по гамме разработок обозначивший «ориентальное» направление в моде восьмидесятых годов. В этих случаях имело место возрождение старых духов под новым названием.
Но некоторые духи были возвращены к жизни под своими исконными именами, как, например, Quelques Fleurs фирмы Убиган (1912), ставшие шлягером двадцатых годов, Dans la Nuit Уортса, популярные в ту же пору, или Habanita Молинара 1934 года, вернувшиеся к нам на ретро-волне ориентальной моды. Любопытна будет проследить дальнейшие судьбы всех этих реинкарнаций!
Термином «классические» мы определили такие духи, которые, пережив пору своего первого успеха, сохранили широкую популярность и впоследствии.
Иногда, однако, понятие «классические» употребляется и когда мы говорим о «современной классике»! Тогда мы подразумеваем гармоничную, сбалансированную гамму аромата, который как бы стоит вне времени, ориентируясь на вечные критерии прекрасного, а не на сиюминутные поветрия моды.

ПАРФЮМЕРНЫЙ САЛОН ИЛИ МУЗЕЙ АРОМАТОВ?

Сколь ни интересно читать о переменах моды на те или иные духи, куда увлекательнее возможность все их понюхать носом. Разве не замечательно, если бы в вашем городе был музей ароматов, куда можно было бы пойти дождливым воскресным днем? Таких музеев пока что нет, однако с помощью приведенного ниже списка вы легко сможете превратить в такой музей любой приличный парфюмерный салон. Это перечень дамских духов, имеющихся в наши дни в ассортименте солидных парфюмерных магазинов и практически в любом дьюти-фри, классифицированных по эпохам и странам. В «авторских» духах распределение по странам ориентируется не на родину автора, а на ту страну, где духи впервые появились на рынке. Вот почему Карл Лагерфельд фигурирует в США, Кензо и Пако Рабанн во Франции, а Лаура Бьяджотти в Германии. Интересного вам похода в ближайший музей ароматов!

СЧАСТЬЕ ЭТО КОГДА ДУХИ ОБЛЕГАЮТ ТЕЛО, КАК ПЛАТЬЕ

Антонина Витковская, директор фабрики «Новая заря», приворожила своим запахом Пьера Брюлло — президента французских парфюмеров...

Если русская женщина руководит парфюмерной фабрикой да к тому же еще и замужем за настоящим французом значит, она не просто различает ароматы и запахи, но и познала гораздо более тонкое искусство любви, во имя которой, конечно же, и создаются самые изысканные духи. Антонина Витковская, генеральный директор фабрики «Новая заря», сумевшая приворожить самого президента французской ассоциаций парфюмеров — Пьера Брюлло, убеждена, что русские женщины — самые красивые, обаятельные и умные:
— Единственное, чего нам не хватает,— это умения примерять на себя ароматы, как платья: Ведь на запахи, как и на красивую одежду, существует своя мода!

— И какие же запахи сейчас «носят»?

— Легкие, цветочные, более свежие и прозрачные. Резкие, тяжёловесные ароматы —отошли, предпочтение отдается элегантным, тонким. Обратите внимание на тонкий, едва уловимый, почти интимный шлейф духов, «Шиссейда», «Алшеми», «Мадам Роша», - они подойдут очень чувственным женщинам и сведут с ума любого мужчину.

— То есть стоит мне только капнуть на запястье из флакончика «Роша» - и все мужчины мои?

— Ну зачем же все? Выберите одного. Только не в обиду «нашим» мужчинам, хочу сказать, что они не могут сделать женщину красивой. А французам это дано: вначале они подарят любимой внимание, заботу и всё для счастья, а потом уже деликатно напомнят о себе. Я уверена, что если женщина выглядит xopoшо - значит, «виноват» в этом только мужчина.

— Судя по тому, как выглядите вы, Пьер Брюлло виноват в этом очень сильно...

— А я этого и не скрываю, иначе меня просто не было бы рядом. Он воспитал меня, многому научил! В моей жизни таких мужчин было немного: директор рижской парфюмерной фабрики «Дзинтарс» Илья Залманович Герчиков с которым я начинала работать и который в буквальном смысле издевался надо мной, чтоб из меня что-то вышло. И, может, Не зря — уже через пол года я создала свои первые знаменитые духи — «Тайна рижанки» и «Колдунью»... А с Пьером мы сейчас вместе работаем над духами «Титаник». Так что я в своей жизни мало что меняла — работу, мужей, врачей и подруг...

— Но с «Дзинтарс» вы ушли на «Новую зарю», а с первым мужем развелись.

— На «Новую зарю», где я работаю уже много лет, меня позвали, когда уволился старый директор. С первым мужем я жила долго, пока не почувствовала, что брак исчерпал себя. Знаете, я хочу оставаться только женщиной и парфюмером, а не руководителем фабрики. Меня ужасно раздражает, когда спрашивают, чем должна пахнуть деловая женщина. Отвечаю: любая женщина должна пахнуть ароматом любви и благоухать от счастья при условии, что у нее есть — дом, дети и любимый мужчина. Пусть женщина будет профессионалом своего дела, но руководителем — не дай Бог!..

— Почему?

— В нашей стране это под силу только мужчине. Иначе женщина, вечно бегущая с сумками наперевес, превратится в загнанную лошадь. Никакой запах ей уже не поможет...

— Из чувства патриотизма вы не пытаетесь доказать Пьеру, что наши духи ничуть не хуже французских?

— Нет. Потому что это не так. И Пьер об этом знает. Даже если вложить в «Новую зарю» большие инвестиции и выпустить аромат не хуже, чем у «Диора»,— он будет слишком убогим. Мы не только не производим натуральные эфирные масла — у нас в стране нет даже завода, выпускающего специальные флаконы с пульверизаторами,

— Но есть ароматы, за которые вам й сейчас не стыдно: духи «Алла», насколько я знаю родились на «Новой заре»?

— Да, Алла Борисовна сама придумала, каким должен быть аромат ее духов — теплым, дорогим и 6олее вечерним. Пугачева хорошо нюхает и точно знает чего хочет, из двадцати запахов, предложенных мной, она выбрала французское направление — аромат типа «Бушерон». Мы придумали одеколоны — «Мэр», «Мой храм» и духи «Олимп». А совсем недавно появился очень пикантный аромат мужского одеколона «Остров сокровищ»! Название не случайно, все-таки мужчины — наше главное сокровище в жизни...

— Чем пользуется сама Антонина, я знаю. Духами, которые изобрела сама,— «Милая». Так что нет ничего удивительного в том, что Пьер, едва познакомившись с Антониной в Париже, прислал ей в номер корзину цветов и записку с предложением пообедать. С тех пор они завтракают и ужинают вместе.
Они совсем не едят сладкого, перченого, не курят, оба вегетарианцы, что очень свойственно всем парфюмерам. А два парфюмера на одну семью — это, согласитесь, редкость...