Участники двух последних конференций Faberlic говорили и о ценностях компании. В том числе о здоровье и его необходимой составляющей — трезвости.
Страна faberlic: Владимир Георгиевич, как случилось, что вы, физик, а также профессор психологии, посвятили себя борьбе за трезвость?
Владимир Жданов: Ну, жизнь сложная штука... Я закончил Новосибирский государственный университет, физический факультет, потом работал в научном институте в Академгородке, защитил диссертацию по специальности «оптика». В общем, был на подъеме. И тут у нас началось трезвенное движение. Я прочел книги Федора Углова и стал участником этого движения. Стал активно выступать против спаивания народа. Ну и нас, нескольких активистов, за это из Академии наук изгнали.
Cf: Почему? Вроде благое дело делали?
В.Ж.: Это был 1984 год. И логика была простая. Нас спросили: «Вы выступаете против водки?», Мы говорим: «Да». А водкой кто торгует? Государство. А государством кто руководит? Партия. Ну, значит, вы — антисоветчики и антикоммунисты. И меня уволили. Потом я случайно смог устроиться преподавать физику в пединститут. Неделю проработал и тут в институте узнали кто я. Ну и началась работа по выживанию! Как это — антисоветчик и будущих педагогов учит! Поэтому с наукой, в частности с физикой, мне пришлось расстаться. Устроился рабочим в совхоз. В 1987 году это было. Там я и познакомился с методом Шичко. Это наше, российское направление в психоанализе, разработанное питерским ученым Геннадием Андреевичем Шичко, потрясающая методика, которая позволяет любому человеку любое новое знание превратить в свое убеждение и даже в подсознательную потребность. И с помощью этого метода, как выяснилось, можно очень легко помогать людям избавляться от любого типа зависимостей. От алкоголя, табака, от наркотиков, от ношения очков, от плохих мыслей, от ревности, от чего угодно. Однажды мне, как активисту движения, принесли книгу Геннадия Андреевича. И после этого я начал серьезно осваивать его метод.
Cf: А что это за метод, в чем его суть?
В.Ж.: У нас в голове, на уровне нейронных структур, записана различная информация. В том числе и ложная. Например, о том, что алкоголь и табак — это не опасно, пить и курить можно. Эту информацию нам на подкорку записывают, формируя алкогольно-табачный стереотип поведения. И делают это с помощью фильмов, в которых главный герой и курит и пьет и все равно большой молодец, с помощью телепередач, анекдотов, журналов... Алкогольная мафия тратит на это колоссальные деньги! Миллиарды! Все направлено на то, чтобы людей втянуть в алкоголизацию. Но, оказывается, эту дурь из головы можно выбросить.
Cf: Каким же образом?
В.Ж.: С помощью специальных дневников и самовнушения. Человек перед сном садится и разбирается с этой проблемой. А потом своей рукой пишет в специальном дневнике: «Алкоголь — это яд. Поэтому отныне я буду вести только трезвый образ жизни». Тоже самое про наркотики.
Cf: Но ведь известно, что как раз алкоголики и не склонны признавать, что у них проблема. Их не заставишь добровольно писать, что алкоголь — это яд.
В.Ж.: Видите ли в чем дело: понятие алкоголик очень растянутое. На самом деле алкоголик — это человек, который сознательно употребляет алкоголь, хотя бы и раз в год. Убери у такого человека бокал шампанского на Новый год и он будет испытывать дискомфорт. А это уже психологическая зависимость. За ней следует — физиологическая. Не сразу конечно. Человек, сам тогого не замечая, проходит несколько стадий «увлечения» алкоголем. Пока без очередного бокала уже самая настоящая ломка начинается, когда «трубы горят». Физиологическая зависимость, конечно, сильнее психологической, но по сути это одно и тоже. А есть люди — трезвенники. Они вообще не пьют. Так вот между трезвенниками и алкоголиками — пропасть. А между теми, кто на Новый год выпивает и теми, кто каждый день по бутылке в себя «закидывает» принципиальной разницы нет. Только количественная. Более того, ни один алкоголик не родился алкоголиком. И все они начинали с культурного пития, с малых доз.
Cf: Как же метод Шичко позволяет к этим-то людям пробиться? К тем, кто не считает себя пьющим?
В.Ж.: Ко мне часто приходят женщины. Жена приводит мужа и со слезами на глазах говорит: «Владимир Георгиевич, избавьте его от алкоголизма!» Я у нее спрашиваю: «А когда сопьетесь вы?» Она мне: «Да причем здесь я, вот муж у меня спивается...» Я ей снова задаю вопрос: «А когда сопьетесь вы?». Она: «Это с ним проблема...» Я говорю: «Да с мужем мне все ясно, муж у вас уже спился. Я пытаюсь понять, когда сопьетесь вы. Вы вот замуж когда вышли? 14 лет назад? Муж у вас тогда был алкоголиком? Нет! А за 14 лет спился. Вот я и спрашиваю, а ваша очередь когда? Я вам пытаюсь помочь, а потом мы вдвоем и мужу вашему помогать будем. Вы же своим примером, тем что по праздникам пьете, всем пытаетесь доказать, что можно пить и не спиться.
Cf: Ну так может она и правда никогда не сопьется?
В.Ж.: Это вопрос времени и воли божьей. Любой выпивающий человек имеет шанс спиться. Любой. Его может быть и «пронесет», а может быть и нет. Гарантии никто не даст. Ни один алкоголик ведь не хотел стать алкоголиком. И все они были уверены, что держат ситуацию под контролем.
Cf: Возвращаясь к диалогу с женой алкоголика. Означают ли ваши слова, что закоренелым, «физиологически зависимым» алкоголикам вы уже не можете помочь, остается только предупредить развитие алкоголизма у близких?
В.Ж.: Нет, почему же. Мужьям таких женщин тоже можно помочь. Но, при всем при этом... Вот вы как считаете, алкоголизм — это болезнь или вредная привычка.
Cf: Скорее привычка, которая однажды берет над человеком верх.
В.Ж.: Правильный ответ. Но 90 % людей убеждены, что алкоголизм — это болезнь. И приходят своих близких лечить. На самом же деле — это дурная человеческая привычка. С точки зрения религии — бес, который, попадая в человека, подчиняет себе его волю. И никакими таблетками этого беса изгнать невозможно.
Cf: А чем возможно?
В.Ж.: Из общества — законом. Из конкретного человека — палкой. По методу Шичко, с помощью которого человек просто берет и сам себе поверх разрушительной, алкогольной программы, пишет трезвую. Внедряет в свое подсознание, что алкоголь — яд. А это на самом деле яд. Причем смертельный. Когда у человека в голове возникает это убеждение, он перестает употреблять алкоголь, табак и наркотики.
Cf: Вы знаете, многие люди в этом случае говорят примерно следующее: «аспирин в большом количестве — тоже яд. Но одна таблетка помогает снять головную боль...»
В.Ж.: Алкоголь — наркотик. Вы будете увеличивать дозу, сами того не сознавая, пока не перейдете опасную грань.
Cf: Ну, на это вам тоже могут возразить, что существует огромное количество умеренно пьющих, которые спокойно доживают до глубокой старости, так и не переходя границы пресловутого бокала шампанского на Новый год. На самом деле типичный малопьющий человек — женщина бальзаковского возраста, рожать уже не надо, на работе — ценят-уважают. Вот у нее-то как раз и возникает вопрос: мне-то почему нельзя раз в год пригубить? Какая связь между моим «маленьким удовольствием» и тем, что народ спивается?
В.Ж.: У этой женщины, скорее всего, дети есть. Но даже если и нет — вокруг дети друзей, соседей. А теперь представьте себе конвейер. На нем пьющие люди. В самом начале ленты — культурно пьющие, те самые женщины, которые изредка позволяют себе хорошее вино, шампанские и вкусные коктейли. Здесь царит веселье. Чуть дальше — умеренно пьющие люди. Им алкогольная мафия уже и водку «подливает». В этой части «конвейера» начинаются проблемы в семье и на работе. И веселья гораздо меньше. На следующем участке — «конкретно» пьющие. Здесь уже с работы выгнали. Жена ушла, семья развалилась. И совсем не весело. Ну а в самом конце конвейера — алкоголики, которые пропили все: ум, совесть, имущество, у которых уже стеклоочистители в ходу и тормозная жидкость. С этой части конвейера прямиком — в могилу. Каждый год в России от алкоголя погибает миллион человек. Только вдумайтесь — миллион человек в год! Теперь вопрос: как остановить этот конвейер? Мафия нам кричит — спасайте алкоголиков! Вся проблема в них — пить не умеют. Как вы думаете, если мы будем с алкоголиками работать, остановим мы этот конвейер? Никогда. Это все равно, что собирать воду с пола, не выключив кран. Перекрыть «кран» можно только одним способом — перестать пить! Вообще. Вокруг нас — дети. Неважно — свои или чужие. Выпивая бокал шампанского в Новый год, мы «затаскиваем» их на этот страшный конвейер. Себя-то мы, возможно, и контролируем, но кто из нас может быть уверен в том, что ребенка не затянет дальше? В могилу! Дети-то видят: взрослые пьют, значит это не опасно, а наоборот, весело и приятно. Вот оно где самое зло — не в пьянстве и алкоголизме, а в культурном питие. Это зло и преступление, потому что по сути — пропаганда самого опасного наркотика для наших детей. Мы вот недавно опрос провели в Красноярской области. Так там 5% первоклассников регулярно употребляют алкоголь! А в 11 классе — 95%. Как вам такая статистика? А ведь всякий нормальный умеренно пьющий человек хочет жить в трезвой стране, где не страшно вечером на улицу выйти.
Cf: Почему о производителях алкоголя вы говорите как о мафии, которая сознательно людей спаивает?
В.Ж.: Я говорю о мафии, потому что это бизнес, в котором крутятся огромные деньги! Огромные! Прибыльность здесь исчисляется в тясячах процентов. А еще Маркс говорил, что если прибыльность капитала 300%, он ни перед чем не остановится. Он и не останавливается. Забирает жизни наших подросших детей.
Cf: Вы так открыто боретесь с алкоголем — не боитесь проблем с мафией?
В.Ж.: Ну, пока я особой опасности для них не представляю. Хотя, вот недавно мы вышли на первый канал с серией антиалкогольных роликов и с двумя фильмами. За две недели показа этих роликов продажи алкоголя в России снизились на 21%. Это статистика РБК Daily. И тут же мафия вывернула руки Эрнсту (Константин Эрнст — генеральный директор Первого канала — Cf). И он вынужден был убрать эти ролики из эфира. Так что дайте нам телевидение на месяц, и мы страну отрезвим. Ведь если мы будем продолжать потреблять алкоголь так, как сейчас, то просто перестанем существовать как нация. Представляете, сколько природных ресурсов тогда «освободится»!?
Cf: Вы хотите сказать, что алкогольная война против наших народов — это борьба за ресурсы?
В.Ж.: Вот смотрите: недавно в Тунисе была революция, потом в Египте. И никому до этих революций никакого дела не было. Ну, разве что в новостях показали. А тут вдруг революция в Ливии. И вся мировая «общественность» в один голос: «Уходи, Каддафи! Ату
тирана!» Тоже самое с Сирией... Слава Богу, догадались наши заблокировать резолюцию ООН, чтобы Сирию не бомбили. Вы задавали себе вопрос почему именно эти страны вызывали такую реакцию Запада? Да потому, что и Ливия, и Сирия — нефтяные бочки. И вся эта борьба за демократию — ширма для войны за ограниченные природные ресурсы. В такой ситуации любой лидер, отстаивающий интересы своего народа, будет объявлен вне закона. Россия же в смысле ресурсов — кладовая. Не зря в 1996 году Маргарет Тэтчер сказала: «По оценкам мирового сообщества экономически целесообразно оставить проживать на территории России пятнадцать миллионов человек»! Экономически целесообразно! А остальные 135 миллионов пойдут под алкогольный нож. Достаточно понаставить на каждом углу ларьков с пивом.
Cf: Почему именно с пивом?
В.Ж.: Вы знаете, почему наше поколение не спилось? Потому что пива было не достать. Водку же просто так, чтобы жажду утолить пить не будешь. И не всякая молодая девушка захочет пить горькую. А пиво — идеальный «крючок» для молодого поколения. Дешево, доступно и якобы не очень вредно. Чем ниже градус алкогольного напитка, тем он социально опасней. Пиво — губитель молодого поколения. Особенно если учесть его влияние на гормоны и эндокринную систему. Этот «напиток» содержит вещества, которые подавляют выработку мужского полового гормона тестостерона, от него у мужчин не только живот растет, но и грудь.
Cf: А как быть с квасом и кефиром? В них ведь тоже содержится алкоголь.
В.Ж.: Квасом на Руси называли водную вытяжку из любого продукта. Скажем, вы натерли свеклы, залили ее водой. Через три дня у вас — свекольный квас. Хрена натерли — залили водой, три дня постояло — великолепный хреновый квас. Сухари залили, три дня постояло — сухарный квас... Так вот, на Руси было известно 33 сорта кваса. Из них 30 безалкогольные, остальные называли брагами. Наша промышленность выпускает только алкогольные квасы.
Cf: А кефир? Его ведь и для детского питания рекомендуют.
В.Ж.: И это стопроцентное вредительство. Кефир — продукт двойного брожения. По ГОСТу в кефире допускается полпроцента алкоголя. Но в конце 60-х его ввели в рацион детского питания. У меня как раз тогда дочка родилась. Холодильников тогда ни у кого не было. И каждый день я ходил на молочную кухню и брал 3 бутылочки кефира по 200 грамм. Приносил и ставил на подоконник. Вот он постоит на подоконнике 4-5 часов и бродит — глядишь, там уже полтора процента алкоголя. В желудке у ребенка он еще дображивает — уже три процента. А теперь давайте считать. 3% алкоголя, 600 грамм кефира. Получается ровно 18 грамм чистого спирта. Это примерно 50 грамм водки. А ведь у каждого человека вырабатывается свой собственный, так называемый эндогенный алкоголь. Так вот, если с детства начать подкармливать организм алкоголем извне, у него перестает вырабатываться собственный, эндогенный, алкоголь. Когда такой ребенок подрастет, он уже будет зависим. А тут ему уже и ларек с пивом «припасли»...
Теперешний взрыв алкоголизма связан с внедрением кефира в детское питание в 70-е годы.
Cf: А как быть со всякого рода «актимельками», «иммунельками» и «агушами»? Это тоже вредно?
В.Ж.: Нет, это продукты не спиртовые. Их детям давать можно.
Cf: Скажите, неужели спивается только наша страна?
В.Ж.: Не только. Поездив по миру, я понял, что и англичане, и французы, и немцы — все с разной скоростью, но спиваются. Правда, 44 страны мира уже запретили у себя алкоголь. Еще 85 — ввели жесткие ограничения для молодого поколения. В той - же Америке — никто вам ничего алкогольного не продаст, пока вы паспорт не покажете, в котором указано, что вам больше 21 года. Иначе продавца уволят, а хозяина точки лишат лицензии. Посмотрите, кто у нас сейчас активно развивается? Миллиард индусов, полтора миллиарда китайцев, два миллиарда мусульман — то есть народы, которые алкоголь запретили. Именно они сейчас демонстрируют лучшие интеллектуальные показатели. А кто вымирает? И физически, и интеллектуально? Белые пьющие люди. Нас осталось всего 8%!
Cf: Но у нас же уже пытались ввести «сухой закон» при Горбачеве. Говорят, алкаши просто-напросто начали пить лаки и прочую политуру... Ну, то есть народ просто начал травиться.
В.Ж.: Это очередной миф, которыми нас кормит алкогольная мафия. Потому что самое страшное слово для них «сухой закон». Поэтому они и придумали кучу мифов и первый из них: уберете алкоголь — все перетравятся суррогатами. Я однажды в прессе встретил такой аргумент, там и ссылочка была на то, что в 1914 году, когда в России ввели «сухой закон», в Петрограде смертность от суррогатов выросла в 8 раз! Я пошел в Ленинскую библиотеку, заказал исследование, на которое ссылались авторы статьи и вот что выяснил: в 1913 году в Петрограде от водки умерло 392 человека, а от суррогатов — 1 человек. В 1914 году, после введения «сухого закона», от водки умерло — 0 человек, а от суррогатов — 8. Вот вам и статистика. А ведь на первый взгляд — все правда. Второй аргумент — уберете алкоголь, будут самогон гнать. И тоже есть на этот счет история. «Сухой закон» у нас действовал с 1914 по 1925 год. А в 1923 году органы НКВД конфисковали 244 тысячи самогонных аппаратов. Как можно вводить «сухой закон», если это дает такую «вспышку» самогоноварения! Я поднял архивные документы НКВД и обнаружил: в 1923 году был очередной неурожай и чтобы ни грамма продуктов не попало в самогонные аппараты решили последние изъять. Назначили штраф — 500 рублей, это стоимость коровы по тем временам, и штраф этот шел напрямую в карман сотруднику милиции, который самогонный аппарат обнаружил и изъял. Такая материальная заинтересованность привела к тому, что за 6 дней, все самогонные аппараты были у населения конфискованы. Да, была проблема, но и не было реальной борьбы с ней. Как только заинтересовали милицию материально — все тут же решили. А теперь давайте посмотрим. 244 тысячи самогонных аппарата на 40 миллионов крестьянских хозяйств. Это один аппарат на 200 хозяйств. Значит, не в каждой деревне был свой самогонщик. А сейчас что твориться! На каждом углу можно выпить.
Cf: По этой логике и аборты тоже нужно запретить, чтобы рождаемость повысить. Но если женщина хочет избавиться от ребенка, она это сделает. Но сделает тайно, у знахарки, с риском для жизни. Стоит ли хорошая идея хотя бы одной человеческой жизни?
В.Ж.: Аборт — это убийство и запретить убивать — благое дело. Особенно в стране, где смертность уже давно превышает рождаемость. Я тут в Вологодской области лекции читал среди местного священства. И вот на одной лекции, я спросил батюшку, сколько вы, святой отец, в прошлом году в своем приходе людей отпели? Двадцать девять, — говорит. А сколько младенцев окрестили, — спрашиваю? Одного... Вот вам и вымирание русского народа. Или взять нашу самую пьяную Ярославскую область. Там в 2004 году народу, в расчете на 1000 жителей умерло в 6 раз больше, чем погибло в Чечне. И где, спрашивается, идет война?
Cf: Скажите, вы верующий человек?
В.Ж.: Да. И воцерковленный. Исповедуюсь и причащаюсь.
Cf: Но ведь во время причастия нужно пить кагор.
В.Ж.: Сейчас объясню. Вообще, христианство — религия трезвая. В Библии много раз используется слово «вино». Но в библейские времена оно означало «виноградный сок». Было «хорошее вино» — сок и «плохое вино» — перебродивший сок. Что касается таинства причастия. Причащают не вином, в кровью христовой, это во-первых. А во-вторых, по канонам, для причастия можно брать только вино текущего года. То есть в нем максимум 8% алкоголя. Дальше... Дьякон или священник разбавляют кагор пополам водой. Уже 4 %. Потом по правилам они туда льют кипяток. Спирт же испаряется при 78%. Так что в кагоре, которым причащаются, не больше 0,5% алкоголя — просто ложечку продезинфицировать.
Cf: Я слышала, что патриархия как-то участвовала в алкогольном бизнесе...
В.Ж.: Сейчас, слава Богу, не участвует. А раньше было, да. Решили денег на восстановление храмов заработать, но спохватились! Не божье это дело — народ спаивать.
Cf: Скажите, вы когда-то были пьющим?
В.Ж.: Конечно! До 33 лет дураком был. Думал, надо просто культурно выпивать. По праздникам. Пока книгу Федора Углова не прочитал.
Cf: В своих лекциях вы утверждаете, алкоголь — нейротропный яд, который в первую очередь разрушает мозг, когда я рассказала об этом одному своему знакмому, он заметил, наш мозг и так используется только на 5 %. Так вот может Бог с ними, — говорит, — с оставшимися клетками, все равно лежат «мертвым грузом»?
В.Ж.: Дело в том, что разрушаются прежде всего те участки, которые в данный момент задействованы. На которые «записываются» новые знания и впечатления. Именно они и нуждаются в усиленном питании. Именно к ним в первую очередь и приливает кровь. А когда она — сгустки слипшихся под воздействием алкоголя эритроцитов, которые не могут пробиться сквозь тончайшие капилляры мозга, то именно эти, особо ценные клетки и умирают. Алкоголь вообще убивает высшие функции. Человек становится просто сумасшедшим.
Cf: У вас в лекциях есть рассказ о том, что шампанское — это моча бактерий, которые переработали виноградный сок, и в которую потом, с перепугу от яркого света, который люди включают в хранилище с бутылками, еще и «газы пускают». Насколько мне известно, некоторых такие рассказы заставляют усомниться в верности всего трезвеннического подхода.
В.Ж.: Это образ, который помогает снять в сознании людей с этого напитка романический флер. Понимаете, человек сейчас настолько перекормлен информацией, причем информацией ненужной, глупой, про то, кто из «тусовки» на ком женился, кто от кого ушел и какой олигарх сколько денег заработал, бессмыслица какая-то... До мозгов не достучишься, пробиться можно только через эмоции. Такой образ разрушает привычную картинку и человек начинает слышать, а потом и думать.
Cf: Могут ли восстановить свое здоровье те, кто умеренно пил много лет, а послушав ваши лекции, решил этого больше никогда не делать? Или разрушения необратимы?
В.Ж.: Конечно, могут. В течение года восстанавливаются связи в мозге, идет детоксикация организма. По себе знаю. Когда в 33 года я перестал употреблять алкоголь, то месяцев через 10 заметил, что ко мне вернулась способность запоминать стихи.
Cf: Как вы, что называется, «в быту» относитесь к людям, которые «культурно пьют»?
В.Ж.: Нормально отношусь, если они это не афишируют. Я не люблю воинствующих культуропитейщиков, как Михаил Боярский, например. Он воинствующий курильщик и пьяница. Вот недавно было 300-летие Санкт-Петербурга. Грандиозный праздник организовали. И спустя две недели на канале «Культура» сидит Михаил Сергеевич и ведущая его спрашивает: «Что вам больше всего запомнилось на праздновании трехсотлетия?» Как вы думаете, что ответил деятель культуры, артист? Оказалось, больше всего его поразило, как народ, напившись пива, раскрепостился! До такой степени, что в отсутствие туалетов, мочился прямо посреди Невского. Вот вам и пропаганда. Когда известные люди говорят такие вещи с экранов телевизира, то, похоже, в глубине души рассчитывают, что им тоже перепадет от огромных денег питейного бизнеса.
Cf: А вы своими антиалкогольными лекциями зарабатываете?
В.Ж.: Нет, антиалкогольные лекции я читаю бесплатно. А зарабатываю курсами по восстановлению зрения.
Cf: И последний вопрос: никогда не употреблявший алкоголь Федор Углов дожил до 104 лет. Какие у вас планы?
В.Ж.: Углов говорил, что у всех млекопитающих процесс созревания — одна десятая часть их жизни. Собака: два года растет — двадцать лет живет. Слон: 8 лет растет — 80 живет. Человек: 20 лет растет, следовательно 200 лет должен жить. Просто никто еще пока не умер от старости. Все умирают от болезней. Что до меня, я намерен прожить 120 лет.
Cf: И как вы распорядитесь оставшимися 58-ю годами?
В.Ж.: У трезвого человека только одна проблема со временем. Где его взять? Для себя, для семьи, для родины. Всегда есть, куда расти духовно, детей растить надо, внуков, о родине думать. В общем, есть чем заняться.